Основано на попытках сценариста Чарли Кауфман адаптировать бестселлер «Охотник за орхидеями» Сьюзен Орлеан. Кауфман быстро столкнулся с писательским ступором, поскольку в книге отсутствовала драматическая структура, необходимая для фильма. Тогда он решил написать сценарий о собственных попытках экранизировать книгу, преувеличив многие сюжетные элементы и персонажей и придумав новых (например, несуществующего брата‑близнеца Дональда Кауфмана). Ожидая, что продюсеры отвергнут идею, он не рассказал им о новом направлении и просто сдал готовый сценарий. Хотя этот шаг поддержал Спайк Джонс, сам Кауфман полагал, что это погубит его карьеру, но этого не произошло.
Николас Кейдж заявил, что во время съёмок этого фильма он отверг все свои актёрские инстинкты и сыграл роль Чарли Кауфмана ровно так, как просил режиссёр Спайк Джонз. За эту роль он затем получил номинацию на премию «Оскар».
Чарли Кауфман был номинирован на «Золотой глобус» вместе с Дональдом Кауфманом, несмотря на то, что последний — вымышленный персонаж. Оба также были номинированы на премию «Оскар», и Академия дала понять, что в случае победы эти «братья» должны будут разделить одну статуэтку.
Чарли возвращается домой и проверяет почту. Он стоит перед зеркалом, а Дональд разговаривает с ним сзади. Отражение Дональда в зеркале на самом деле — это настоящий Чарли Кауфман.
Мэрил Стрип сказала, что сценарий фильма был лучшим, который она когда‑либо читала.
На своих знаменитых семинарах для сценаристов Роберт Макки теперь отмечает, что он не против использования закадрового голоса, "несмотря на то, что говорит Чарли Кауфман." Его суть в том, что закадровый голос должен обогащать историю, а не описывать то, что уже видно на экране — в противном случае в нём нет смысла.
Хоакин Феникс проходил пробы на роль Джона Лароша и был близок к тому, чтобы получить её. По словам Спайка Джонза, во время одной из их заключительных встреч Феникс сказал ему, что он не подходит для этой роли, что она должна достаться кому‑то другому, и снял свою кандидатуру. Роль в конечном итоге досталась Крису Куперу, и за своё исполнение он получил «Оскар».
Сьюзен Орлеан сначала опасалась, что некоторые люди сочтут её изображение в фильме достоверным, но затем ей напомнили, как Чарли Кауфман показывает самого себя в картине.
В конце финальных титров показывается абзац из сценария Дональда Кауфмана «Трое». В нём написано: «Мы все — одно целое, лейтенант. К этому я пришёл. Как клетки в теле. Только мы не видим само тело. Так же, как рыба не видит океана. И поэтому мы завидуем друг другу. Раним друг друга. Ненавидим друг друга. Как это глупо? Клетка сердца, ненавидящая клетку лёгкого». — Кэсси из «Трое». Существует теория, утверждающая, что этот абзац на самом деле раскрывает скрытый смысл фильма — что Дональд, Сьюзан и Чарли являются «Трое», в переносном или в буквальном смысле.
Чтобы изобразить Джона Ла Роша, Крис Купер отрастил волосы, похудел и использовал протез, создающий иллюзию беззубого рта. Спайк Джонз согласился на просьбу Купера о множестве дублей, чтобы тот мог подобрать нужную интонацию для эксцентричного персонажа.
В титрах фильма «Адаптация» (2002) указан Дональд Кауфман как соавтор. Он также появляется в картине в качестве персонажа, а в конце титров фильм посвящён ему с надписью "In loving memory". При этом Дональд сам является вымышленным персонажем.
Брат Николаса Кейджа, нью-йоркский радиоведущий Марк Коппола, часто подменял одного из близнецов на съёмках.
Когда Чарли Кауфман в 2003 году получил премию BAFTA за лучший адаптированный сценарий, он не смог присутствовать на церемонии, и Мэрил Стрип приняла награду от его имени, зачитав речь, которую он отправил по факсу. Вместо слов: "I would like to thank Спайк Джонс", она сказала: "I would like to spank...", и публика встретила это бурными аплодисментами.
Цветок, показанный в последовательности ускоренной съёмки в конце, называется «Амелия» (остеоспермум).
Гуру сценарного мастерства Роберт Макки предложил, чтобы его роль исполнил Брайан Кокс.
После того как ей представили сценарий на утверждение, Сьюзен Орлин была категорически против создания фильма; в итоге она неохотно дала согласие на его производство и в конечном счёте была глубоко впечатлена итоговым результатом. В 2012 году она сказала "[прочитав сценарий] это был полный шок. Моя первая реакция была: 'Категорически нет!' Им нужно было получить моё разрешение, и я просто ответила: 'Нет! Вы шутите? Это погубит мою карьеру!' Очень разумно, что они не стали на меня сильно давить. Они сказали, что все остальные дали своё согласие, и я как-то набралась смелости. Конечно, было страшно увидеть фильм впервые. Мне понадобилось время, чтобы преодолеть мысль, что я была безумна, согласившись на это, но теперь мне этот фильм очень нравится."
Когда Чарли и Дональд встречаются в номере отеля в Нью-Йорке, Чарли просит Дональда помочь ему дописать сценарий. Это отмечает момент перехода, когда фильм перестаёт быть сценарием Чарли (оригинальное кино, которое сознательно избегает клише) и становится сценарием Дональда (который без зазрения совести использует избитые голливудские приёмы — секс, оружие, засады, погони на машинах и слезливые речи, подобные той, которую Дональд произносит Чарли на болоте).
Николас Кейдж был указан отдельными титрами за Чарли Кауфман и Дональд Кауфман. Титры располагались в порядке появления на экране, и каждая из кредитных записей Кейджа следовала в том же порядке, в каком появлялись Чарли и Дональд.
Weezer записали акустическую версию песни «Happy Together» для включения в фильм. Однако Спайк Джонс счёл, что оригинальная версия The Turtles была более подходящей.
Чарли Кауфман на самом деле не встречался с Сьюзан Орлеан, пока писал сценарий к фильму. Впервые он встретился с ней лично лишь более чем через год после начала производства, когда Орлеан пришла на съёмочную площадку во время съёмок, и Николас Кейдж представил её Кауфману. Первое, что она сказала, было: «Вы даже не представляете, как мне сейчас неловко», на что Кауфман ответил: «Не так неловко, как мне», после чего убежал с площадки. Они снова не встречались ещё в течение года после этого.
Ссылка "filmography" на DVD содержит страницу, посвящённую вымышленному Дональду Кауфману, где в списке его работ указаны "Адаптация" и "The Three". На главной странице DVD есть скрытая ссылка: если прокрутить вверх от основного набора ссылок, появляется значок телефона, ведущий на страницу, где был указан телефон "Adaptation Answering Machine". По этому номеру работал автоответчик с сообщением с просьбой оставить комментарии. К сожалению, этот номер больше не действует.
Живот в толстом костюме Николаса Кейджа был набит чечевицей и бусинами, чтобы имитировать покачивание жировой ткани. Кейдж так сильно потел в этом костюме, что чечевица проросла.
Когда Чарли Кауфман оказывается на съёмочной площадке, фильм, который в это время снимают, — Быть Джоном Малковичем (1999), сценарий к которому также написал Чарли Кауфман, а режиссёром выступил Спайк Джонс.
Книга на аудиокассете, которая звучит на заднем плане в фургоне похитителя орхидей, пока Сьюзен и Джон едут, на мгновение появляется на приборной панели. По всей видимости, это "Сочинения Чарльза Дарвина, в исполнении Брайана О'Келли". Такой книги или аудиозаписи не существует. Брайан О'Келли — ассистент режиссёра этого фильма.
Николас Кейдж получил свою вторую номинацию на премию «Оскар» за этот фильм; первая номинация была за его роль самоубийственно настроенного алкоголика в Leaving Las Vegas (1995) (за которую он и выиграл «Оскар»), причём персонаж Кейджа в той картине также был сценаристом.
Рон Ливингстон: персонаж Марти Боуэн в его исполнении был основан на реальном агенте по талантам с тем же именем. Боуэн был агентом сценариста Чарли Кауфмана, и, несмотря на опасения Кауфмана, что его сценарий к фильму Быть Джоном Малковичем (1999) не удастся продать, Боуэн поставил на то, что сможет, и сумел это сделать.
Фильм провёл в монтажных комнатах полтора года — второе по продолжительности время в истории студии Columbia после Иштар (1987).
Три (2006), реальный фильм, основанный на одноимённом романе Теда Деккера, заметно напоминает сюжет The 3 — вымышленного сценария персонажа Дональда Кауфмана, включая неправдоподобный поворот: все три главных героя — полицейский, серийный убийца и его жертва — оказываются множественными личностями одного и того же человека.
Все трое ведущих актёров фильма Кон Эйр (1997) появляются в этой картине: Николас Кейдж, Джон Малкович и Джон Кьюсак.
Церковь, которую упоминает Амелия в конце, — это Седлецкая костница, расположенная в Кутна-Горе, Чехия. Около сорока тысяч человеческих костей уложены так, чтобы образовывать украшения, включая люстры в этой церкви. Это та же костница, которую Ян Шванкмайер снял для своего короткометражного фильма Костница (1970).
Дэвид О. Расселл: Один из гостей ужина Орлеанов — режиссёр фильма Три короля (1999), в котором снялся Спайк Джонс.
В актёрский состав фильма входят (по состоянию на 2015 год) шесть обладателей премии «Оскар»: Николас Кейдж, Мерил Стрип, Крис Купер, Тильда Суинтон, Кёртис Хэнсон, и Спайк Джонз; и четыре номинанта на премию «Оскар»: Мэгги Джилленхол, Дэвид О. Расселл, Кэтрин Кинер, и Джон Малкович.
Хотя его имя указано в финальных титрах, Стивен Тоболовский не появляется в фильме; все его сцены были вырезаны.
Сьюзен Орлин: В вырезанной сцене она является одной из двух женщин, которых Чарли встречает в супермаркете.
Дональд называет «Цветы для Элджернона» фильмом о цветах (при этом признавая, что никогда его не видел). Чарли объясняет Дональду, что «Цветы для Элджернона» не о цветах и не был фильмом. Хотя Чарли прав в том, что роман не о цветах, он лишь технически прав в том, что это не фильм: когда роман был экранизирован в 1968 году, он вышел под названием Чарли (1968). Клифф Робертсон получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль за исполнение титульного персонажа. Телевизионный ремейк Цветы для Элджернона (2000) был снят через тридцать лет.
Включён в книгу «1001 фильм, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть», под редакцией Стивен Шнайдер.
Фильм включён в список «Великие фильмы» Роджера Эберта.
За этот фильм Николас Кейдж стал шестым человеком, получившим номинацию на премию «Оскар» за исполнение нескольких персонажей в одном фильме, после:
- сэр Чарли Чаплин - Великий диктатор (1940)
- Хосе Феррер - Мулен Руж (1952)
- Питер Селлерс - Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал беспокоиться и полюбил бомбу (1964)
- Ли Марвин - Кэт Бэллоу (1965)
- Клаус Мария Брандауэр - Из Африки (1985)
Из этих шести только Марвин выиграл награду, а Селлерс — единственный, кто был номинирован за исполнение более чем двух ролей.
Крис Купер получил премию «Оскар» в номинации «Лучший актёр второго плана» за фильм «Адаптация» (2002); это была его единственная номинация на премию «Оскар» по состоянию на 2020 год.
Фотограф, указанный на задней обложке книги «Охотник за орхидеями», — Говард Шур, ассистент Спайка Джонза.
Николас Кейдж отказался от роли Зелёного гоблина в Человек-паук (2002), чтобы вместо этого сняться в фильме «Адаптация» (2002).
Тропические виды рыб, на которые Джон ссылается, когда едет в фургоне с Сьюзен, — Anisotremus virginicus, Holacanthus ciliaris и Chaetodon capistratus, также называемые Porkfish, Queen Angel fish и Foureye Butterflyfish.
Во время работы над этим фильмом Спайк Джонс был женат на кузине Николаса Кейджа — Софии Копполе, что делало его кузеном Кейджа по браку. Кейдж получил номинацию на «Оскар» за этот фильм, став девятым актёром, номинированным за исполнение роли в картине, режиссёром которой был член его семьи. Первые восемь:
- Джеки Купер за «Скиппи» (1931), режиссёр — его дядя Норман Тогроу
- Уолтер Хьюстон за «Сокровища Сьерра-Мадре» (1948), режиссёр — его сын Джон Хьюстон
- Джоан Вудворд за «Рейчел, Рейчел» (1968), режиссёр — её муж Пол Ньюман
- Джина Роулендс за «Женщина под влиянием» (1974) и «Глория» (1980), оба фильма — режиссура её мужа Джона Кассаветиса
- Талия Шайр за «Крёстный отец: Часть II» (1974), режиссёр — её брат Фрэнсис Форд Коппола
- дама Джули Эндрюс за «Виктор/Виктория» (1982), режиссёр — её муж Блейк Эдвардс
- Анджелика Хьюстон за «Честь семьи Приззи» (1985), режиссёр — её отец Джон Хьюстон
- Фрэнсис МакДорманд за «Фарго» (1996), режиссёр — её муж Джоэл Коэн
МакДорманд и представители семьи Хьюстон — единственные из них, кто в итоге выиграли.
Число жертв: 4.
Брайан Де Пальма — фильм «Наряд для убийства» (1980) упоминается в фильме. Де Пальма режиссировал Николаса Кейджа в «Змеиные глаза» (1998).
Сценарий Дональда Кауфмана «The 3» имеет явное сходство с двумя фильмами режиссёра Дэвида Финчера: «Семь» (1995) и «Бойцовский клуб» (1999). Финчер — близкий друг Спайка Джонза и Чарли Кауфмана, и он появился в камео в их предыдущем фильме, «Быть Джоном Малковичем» (1999).
Во французской версии название книги ''not about flowers'' — это не ''Цветы для Элджернона'' (хотя французский заголовок действительно ''Des fleurs pour Algernon''), а гораздо более известная ''Les fleurs du mal'' (рус. ''Цветы зла'') Шарля Бодлера.
Сценарий Дональда о полицейском, преследующем преступника — позже выясняется, что и тот, и другой являются двумя половинами личности одного человека — по сути совпадает с сюжетом романа Филипа К. Дика «Сканер тьмы». Чарли Кауфман ранее написал непоставленную адаптацию этого романа.
Крис Купер получил Оскар за роль в этом фильме, где он снимался вместе с Мэрил Стрип. Между тем Эд Харрис был номинирован в той же категории, также сыграв рядом со Стрип в «Часы» (2002), в фильме, где снимался Джон С. Рейли, который в том же году также получил номинацию в той же категории за свою роль в «Чикаго» (2002).
Идея снять фильм по книге Сьюзан Орлеан «Охотник за орхидеями» восходит к 1994 году. Fox 2000 приобрела права на экранизацию в 1997 году, а затем перепродала их Джонатану Демме, который передал проект компании Columbia Pictures. Чарли Кауфман был нанят для написания сценария, но столкнулся с трудностями при адаптации и писательским блоком. В итоге Кауфман создал сценарий, основанный на собственном опыте работы над адаптацией, преувеличив события и придумав вымышленного брата-близнеца. Он указал Дональда Кауфмана как соавтора сценария и посвятил фильм ему. К сентябрю 1999 года Кауфман написал два варианта сценария; третий вариант он сдал в ноябре 2000 года.
В первоначальном сценарии фигурировал криптид под названием «Болотная обезьяна», который убивает Джона Лароша в кульминации. Роберт Макки потребовал удалить Болотную обезьяну, сказав: «Я могу быть персонажем в фильме, но я не буду персонажем в плохом фильме».
Том Хэнкс изначально должен был исполнить обе роли — Чарли и Дональда Кауфмана.
Крис Купер серьёзно подумывал отказаться от роли Ларош, но согласился на неё после того, как жена его уговорила.
Сьюзен Орлин также должна была погибнуть, застрелившись из винтовки Лароша.
Стивен Тоболовски, Питер Джейсон и Джим Бивер все появились в Дэдвуд (2004).
Фантазийная сцена "evolution" была создана студией Digital Domain, а звуковой постпродакшн выполнила Skywalker Sound.
Джоэл Шумахер однажды сказал в статье 1996 года в The New York Times: "Крис (Купер) способен завоевать премию «Оскар», если ему достанется подходящая роль." Купер в итоге получил «Оскар» за роль в фильме «Адаптация».
Сэр Майкл Кейн, Альберт Финни, Кристофер Пламмер и Теренс Стэмп рассматривались на роль Роберт Макки.
Эффекты грима (двойник Николас Кейдж, зубы Криса Купера и атака аллигатора) созданы художником по гриму Тони Гарднер и его компанией по спецэффектам Alterian, Inc.
Джон Туртурро получил предложение исполнить роль Джона Лароша.























