Берлин-2019: Лучшие фильмы фестиваля

18 февраля 2019 19:04

Что бы там ни говорили критики, мы смогли найти свет в конце туннеля и получить удовольствие от Берлинале.

Читать на сайте

Директор Берлинале Дитер Косслик на церемонии закрытия получил огромного плюшевого медведя. Хотелось бы надеяться, что эта здоровенная игрушка — не единственный его приз за 18 лет работы. Когда он заступил на этот пост, было ощущение, что Берлинале умирает — посещения фестиваля невероятно сократились. Если же суммировать данные по его пребыванию во главе киносмотра, то получится такая сводка: продано почти пять миллионов билетов, вручено 164 «медведя», показано около 7000 фильмов. «Личное всегда политическое» — гласит его заявление для каталога Берлинале-2019. При этом политика не столь явно присутствовала в фильмах конкурса, что для Берлина удивительно.

Каждое десятилетие очередные критики хоронят кино, но ничто не хоронят с такой завидной регулярностью, как Берлинский кинофестиваль. Ежегодно он собирает сотни представителей прессы и десятки тысяч зрителей (в прошлом году было продано более 300 000 билетов), однако каждый раз в районе Потсдамер платц, где расположены основные фестивальные площадки, звучит фраза на разных языках, смысл которой можно перевести как «Берлинале уже не торт».

Здесь, наверное, надо пояснить, в чём повод фрустрации у прессы. Берлин — фестиваль, который упорно ставит социальную часть фильмов выше художественной. Когда едешь в промозглую от февральского холода немецкую столицу, невольно ждёшь, что сейчас будешь смотреть совершенно определённый набор фильмов. Страдания, тяготы, невзгоды, мучения, гнёт, бремя, тяжесть — примерно такие слова можно встретить в рассказах о большинстве конкурсных фильмов. Смотреть конкурс Берлинале — работа не для слабых духом. Здесь нужно встать в семь утра и к девяти прибыть на фильм, который через час может привести в состояние депрессивного овоща даже самого жизнерадостного человека. Смотреть на реакцию прессы во время показов — увлекательное занятие. Вот кто-то не вынес и первых десяти минут и гневно вылетел из зала (нервный). Вот человек страдает, ворочается в кресле, но смотрит (упорный). В паре метров кто-то храпит (повезло). Рядом кто-то строчит в блокнот, подсвечивая страницы фонариком (бесит). А эта так увлечена фильмом, что кажется, не дышит (тоже повезло). Сзади копаются в сумке (голод не тетка), спереди шикают, наискосок пытаются чатиться в фейсбуке, вызывая гнев коллег. Всё это под перманентный кашель и шмыганье носов. Зал на кинофестивале — это мир в миниатюре, и он не однороден. Оттого очень радостно видеть, когда самые разные авторы сходятся во мнении, что именно вот этот фильм настолько хорош, что ему стоит получить «Медведя» («Льва», «Пальму» — подставить нужное). И как раз в этом году такой фильм победил в Берлине.

Пять лучших фильмов конкурса Берлинского кинофестиваля

Не сказать, что это фильмы для широкого проката или для всех и каждого (о зрительских фильмах мы напишем чуть ниже), но попробуйте их одолеть – и они могут завоевать место в ваших сердцах.

Синонимы

Объединивший совершенно разных кинокритиков (и зрителей), фильм израильтянина Надава Лапида — энергичное размышление о сложностях адаптации в чужой стране и поиске синонима жизни в новом мире. Иоав (великолепный дебютант Том Мерсье) после службы в израильской армии уезжает в Париж, где теряет все вещи, но приобретает друзей, работу и новую идентичность. Теперь он резкий и наглый, как символ Франции петух. У Иоава больше нет желания говорить на иврите — он учит французский, бубня синонимы под ритм шагов по мостовым города. Очень бодрое кино с мощным эмоциональным зарядом. Местами смешное, местами сентиментальное, местами на разрыв аорты.

Читайте также: Тезаурус по-французски в импрессионистской драме Надава Лапида «Синонимы»Яйцо

Практически театральная постановка, как если бы театром была монгольская степь. В ней находят женский труп, и полиция оставляет возле него охрану, 18-летнего юношу. К нему проникается пастушка со странной кличкой Динозавр, и согревает его водкой и теплом собственного тела. Завораживающее кино, в котором есть место даже Элвису Пресли.

Читайте также: Женщина по имени Динозавр в драме «Яйцо»

Золотая перчатка

Кино, после которого хочется принять душ. Фатих Акин показывает родной Гамбург 1970-х, в котором живёт (ужасно) и действует (ещё ужаснее) серийный киллер Фриц Хонка. Он знакомится с несчастными женщинами, коротающими дни в баре «Золотая перчатка», и водит их домой. Одним удаётся выжить, других Хонка убивает и распиливает на части. Прессу картина разделила: одни решили, что Акин очерняет Германию, другие — будто он воспевает насилие. Нам кажется, что это, конечно, заявление о немецком обществе того времени, а также отличная иллюстрация о неприглядной природе зла.

Бог существует, её зовут Петруния

Камерная история девушки, сидящей рядом с камерами полицейского участка маленького македонского городка. Петруния от нечего делать приняла участие в традиционно мужском ритуале и поймала крест, брошенный в воду. Теперь крест должен принести ей год удач, но пока что становится предметом споров и мужской ярости. Некоторые традиции в наше время смотрятся действительно нелепо, но ещё нелепей то, с какой злостью их защищают современные люди.

Читайте также: Ничего личного, только здравый смысл в драме «Бог существует, её зовут Петруния»

По воле божьей

Франсуа Озон хотел снять документальный фильм о жертвах священника-педофила, но передумал и поставил триптих, лишённый привычной его кинематографу эмоциональности. Сорокалетний Александр, которого в детстве растлевал Бернар Прейо, решает столкнуться со своим обидчиком и добиться от него извинений. Но тот хоть и признается в содеянном, но раскаиваться не спешит. Своими действиями Александр запускает цепь событий, которые затронут ещё несколько человек. Они тоже найдут в себе силы свидетельствовать против католической церкви. Фильм основан на реальных событиях, и священник Прейо, находящийся под следствием, пытался запретить выход картины в прокат, но безуспешно.

Читайте также: Франсуа Озон против католической церкви в триптихе «По воле божьей»

Пять хороших фильмов Берлинале

Стоит обратить внимание на эти фильмы, но мы предупреждаем: смотреть их будет не очень легко. Хотя вполне реально.

Свет моей жизни

Режиссерский дебют в игровом кино Кейси Аффлека, атмосферная постапокалиптическая драма о мужчине, который пытается выжить вместе со своей дочерью в мире, где исчезли все женщины. Аффлек сам сыграл протагониста. Скрываясь от агрессивно настроенного общества, герои ищут общий язык, и постепенно фильм выруливает из области триллера в трогательную драму о взрослении.

Читайте также: Кейси Аффлек и мир без женщин в драме «Свет моей жизни»

Бунтарка

Милая блондинка в розовом, девятилетняя девочка с мальчуковым именем Бенни (на самом деле ее зовут Бернадетта, но она ненавидит своё имя) зычно кричит, если что-то идет не по плану. У неё есть брат и сестра, и есть мама, которую Бенни очень-очень любит. Но мама сплавила свою трудную дочь социальным службам, и теперь девочка кочует из одного приюта в другой, не задерживаясь нигде подолгу. Только суровый учитель Миша, кажется, находит подход к ребенку. Отличная игра Хелены Ценгель в главной роли, но фильм под финал начинает ходить кругами, повторяя одно и то же, что несколько портит впечатление от сильной первой части.

Сувенир

Частично основанная на биографии британской постановщицы фильма Джоанны Хогг драма о начинающей кинематографистке Джули (её блистательно играет Онор Суинтон Бирн, дочь Тильды Суинтон), которая хочет снять фильм о рабочих. Но сама Джули живёт в обеспеченной семье, обладает наивностью 12-летнего ребёнка (это может слегка раздражать) и не замечает, как её использует взрослый мужчина (отличный выход Тома Бёрка, игравшего Атоса в «Мушкетёрах»). Очень британские диалоги, британские стихи за кадром и британская ирония, сквозящая в кадре. На кинофестивале «Сандэнс» «Сувенир» получил приз как лучший зарубежный фильм, и если вы любите британские драмы, то получите от него невероятное удовольствие.

О, прекрасная ночь

Смесь Вендерса, Каурисмяки и Рефна, претендующий на звание культового, но на деле простенький, хоть и красиво снятый фильм о невротике-меланхолике, который встречает Смерть во плоти и отправляется с ним на поиски места, где можно умереть в красивой обстановке. Изумительная операторская работа и очень симпатичные персонажи (включая венценосного журавля, украденного из зоопарка).

Читайте также: «О, прекрасная ночь», или поцелуй на троих со Смертью

Прощай, сын мой

Мы в Киноафише разделились при оценке этого фильма, но тем не менее это очень любопытная картина, которая если и вымотает, то только своей продолжительностью (идёт три часа). Драма о том, как аукнулась одной пекинской паре политика Китая «одна семья — один ребенок», была отмечена за лучшие актёрские работы. Фильм с нелинейным повествованием заставит вас сделать неправильные выводы, если решите прервать просмотр через час после его начала.

Читайте также: Драма «Прощай, сын мой» завершила фестиваль и разделила Киноафишу

Пять самых зрительских фильмов Берлинале

Вы точно сможете смотреть эти фильмы, несмотря на негативное мнение фестивальных критиков.

Доброта незнакомцев

То, что пресса с ухмылкой называет «доброе кино»: мелодрама Лоне Шерфиг открывала Берлинале и показалась многим неуместной из-за своей сентиментальности и хэппи-энда. Молодая мать двоих детей (Зои Казан) сбегает от мужа-абьюзера и постепенно спускается вниз по социальной лестнице. Но Нью-Йорк, где она пытается выжить, не без добрых людей, и девушке помогут незнакомцы, встреченные по пути.

Читайте также: Зои Казан уходит от мужа в «Доброте незнакомцев»

Уличный пацан

Мелодии и ритмы индийской эстрады уже не те, что прежде. Теперь в Индии читают рэп и снимают байопики о пионерах жанра. Мурад (Ранвир Сингх) живёт в Мумбаи вместе с отцом-водителем, матерью и бабкой. Его родной район Дхарави — одна из самых больших трущоб мира с населением около миллиона человек. Сам же Мурад — мощный качок с идеальной причёской — угоняет автомобили со своими друзьями, и находит утешение в компании дерзкой Сафины (отличная Алия Бхатт). Он обожает американский рэп и начинает писать стихи сам, а в итоге становится звездой.

Читайте также: Индийский рэп заявляет о себе в мелодраме «Уличный пацан»

Середина 90-х

Режиссерский дебют актера Джоны Хилла, история мальчика Стиви, который очень хотел найти друзей. И находит — в лице растрепанной компашки скейтеров. Удивительно, как новая компания очень быстро заменяет подростку семью, а родной брат отдаляется всё дальше. Хилл ностальгирует по фильмам Ларри Кларка и Кевина Смита под музыку Трента Резнора, Аттикуса Росса и шлягерам девяностых.

Читайте также: Джона Хилл представил свой режиссёрский дебют «Середина 90-х»

Власть

Дик Чейни (Кристиан Бэйл) — приятный толстяк, внушающий доверие. Он не лезет на рожон, не повышает голос. Он знает, что любые лишние телодвижения и резкие действия могут распугать рыбу. Чейни — рыбак, и, взаимодействуя с людьми, он знает, на что ловится тот или иной человек. Именно так он пробивает себе путь наверх. Тихо, аккуратно, без шума и без пыли. Он не какой-то опереточный злодей, он обычный человек. Который спокойно и без лишних слов прогибает под себя мир. Просто в какой-то момент мир хрустнул и дал трещину. А последствия мы расхлёбываем до сих пор. Скоро в кинотеатрах и на церемонии вручения премий Американской киноакадемии.

Читайте также: «Власть» с Кристианом Бэйлом в роли Дарта Вейдера от политики

Фотография

Рафи приехал в Мумбаи из деревни и зарабатывает на жизнь, фотографируя туристов на фоне местных достопримечательностей. Все деньги он отправляет своей бабушке Диди, которой в жизни нужно только одно: чтобы внук поскорее женился. Милони — выдающаяся студентка из среднестатистической семьи. Её будущее предопределено — она станет бухгалтером и выйдет замуж за обеспеченного парня, которого ей нашли родственники. Сделав фотографию Милони, Рафи пишет бабушке, что это его девушка. Но вот незадача, Диди собирается приехать в гости, и героям приходится изображать перед ней влюблённую парочку. Неожиданный без пяти минут ромком в рамках Берлинского фестиваля – редкая находка!

Читайте также: «Фотография» девять на двенадцать

Автор Tatiana Shorokhova

Больше новостей