Лучший «Крик»: составляем рейтинг всех частей культовой франшизы

17 января 2022 17:57

Новый «Крик» (2022) уже успел взобраться на высокие позиции кассовых сборов, а эксперты Киноафиши определились, на каком месте он расположится в рейтинге фильмов «от худшего к лучшему».

Читать на сайте

«Основное правило сиквела — не покушаться на оригинал»

Сидни Прескотт, «Крик 4»

В отличие от других долгоиграющих слэшер-сериалов «Хэллоуин», «Пятница 13-е» и «Кошмар на улице Вязов», в «Крике» нет плохих фильмов, основной состав исполнителей остается неизменным вот уже четверть века, а у руля до недавних пор стояли плюс-минус одни и те же люди. Но даже у такой стабильной саги наблюдались свои взлеты и падения.

«Крик 3» (2000)

Триквел «Крика» часто и небезосновательно считается наименее удачным во франшизе. Сначала из проекта выбыл сценарист Кевин Уильямсон, предоставивший лишь сырой черновик. Вакантное место занял новичок Эрен Крюгер, а затем и его заменили на Лаэту Калогридис. Чехарда разрушила хрупкий баланс между страшным и смешным: акцент сильно сместился в сторону фарсовой черной комедии, где даже убийства оказывались гэгом.

Кроме того, Нив Кэмпбелл, успевшая стать крупной звездой, была доступна для съемок лишь три недели. Именно поэтому большую часть хронометража преступления расследуют Дьюи и Гейл, а Сидни отходит на второй план.

Впрочем, есть и удачные новшества. Действие покинуло городок Вудсборо и переместилось на съемочную площадку очередного «Удара ножом», что открыло простор для едкой сатиры на Голливуд. В частности, затрагивается тема харассмента, что иронично, ведь все оригинальные «Крики» сняты на деньги братьев Вайнштейн.

«Крик 3» — отличная комедия, неплохой детектив, но не очень хороший фильм ужасов.

Как отмечал в интервью Дэвид Аркетт: «Триквел стал тем, что когда-то высмеивала первая часть — самопародией». Примечательно, в том же году студия Dimension Films выпустила «Очень страшное кино», собравшее в прокате больше любого из «Криков».

Крик 3
Развернуть

«Крик 4» (2011)

Три картины, выходившие друг за другом, не только вернули моду на слэшеры, но и вдохновили целое поколение хоррормейкеров, с переменным успехом клепавших собственные «Крики». Однако на старте нового тысячелетия субжанр настиг очередной глубокий кризис. Казалось, история Сидни Пресскот навсегда стала артефактом 90-х, но спустя десять лет Крэйвен и Уильямсон неожиданно объединились для квадриквела.

Вопреки опасениям фанатов, цифра четыре в названии — не приговор, но повод для нового уровня самоиронии. Фильм открывают кадры из «Удара ножом 6», который смотрят героини «Удара ножом 7». «Все это постмодернистское дерьмо про самосознание устарело еще в 1996-м» — говорит одна из них и получает ножом в живот. Гейл Уэзерс, автор книг, по которым поставлены все эти «Удары», обнаруживает себя в творческом кризисе: «Я понятия не имею, мать вашу, о чем мне писать» — печатает она вместо первой главы. К счастью, убийства в Вудсборо возобновляются, что приводит к схватке старой гвардии с очередным Гоустфейсом.

Перед нами все та же синефильская игра с киванием и подмигиванием всем и вся, дополненная современными гаджетами.

Из приятных бонусов — целая россыпь восходящих звезд: от Рори Калкина и Хейден Панеттьер до Эммы Робертс, в итоге ставшей «королевой крика» наших дней.

Крик 4
Развернуть

«Крик» (2022)

Несмотря на очевидные достоинства, четвертый «Крик» не вызвал ажиотажа и получил смешанные отзывы в прессе. В 2012 году Кевин Уильямсон заявил, что не станет писать еще один сценарий, в 2015 умер Уэс Крэйвен, а в 2017 продюсер серии Харви Вайнштейн превратился в монстра пострашнее любого фильма ужасов. За десять лет простоя хоррор радикально изменился, а любые попытки перезагрузить другие классические слэшеры потерпели крах.

Но преданные фанаты верили. И не зря. Талантливые киношники из Radio Silence, работавшие над хитовой комедией ужасов «Я иду искать», сумели адаптировать старую историю под нынешние реалии, сохранив ее дух. Молодые персонажи не меркнут на фоне любимых ветеранов франшизы, а диалоги все такие же остроумные.

Редкий пример риквела, за который не стыдно.

Крик
Развернуть

«Крик 2» (1997)

Но вернемся в 90-е, которые часто называют бронзовым веком слэшеров. Очевидно, сиквелу непросто тягаться с культовым оригиналом. В этом авторы сознаются зрителю через их любимого персонажа. «Все продолжения — отстой», — категорично заявляет гик Рэнди. — «Они погубили фильмы ужасов как жанр». И пусть Крэйвену с Уильямсоном действительно не удалось прыгнуть выше головы, они сделали главное — удержали планку.

Производство второй ленты стартовало прежде, чем предыдущая сошла с экранов. Грандиозный коммерческий успех «Крика» развязал создателям руки: если прежде звезд приходилось затаскивать в хоррор силой, то теперь они сами выстраивались в очередь. К основному касту примкнула будущая «Баффи» Сара Мишель Геллар, в «Ударе ножом» участников бойни в Вудсборо сыграли Хизер Грэм, Люк Уилсон и Тори Спеллинг, а герой эпизода Лив Шрайбер получил полноценную роль.

Крови и трупов стало больше, а к высмеиванию жанровых условностей добавились разговоры об участи темнокожих персонажей в хоррорах (вероятно, наиболее эффектная открывающая сцена всей франшизы с Омаром Эппсом и Джадой Пинкетт Смит) и влиянии экранного насилия на реальную жизнь.

На выходе получился один из лучших сиквелов мирового кинематографа, пришедшийся по душе не только фанатам, но и критикам.

Крик 2
Развернуть

«Крик» (1996)

Первый «Крик» произвел настоящий фурор, разделив историю хоррора на до и после. Тинейджеры из идиллического Вудсборо разбирались во всех жанровых клише, но пали от рук маньяка в маске, который оказался не менее эрудированным, чем жертвы.

Сценарий Кевина Уильямсона — любовное письмо ужастикам 70-80-х, вдохновленное похождениями реального преступника Дэнни Гарольда Роллинга. Новаторская задумка никому не известного автора приглянулась студии Dimension Films, специализировавшейся на хоррорах, а на роль постановщика рассматривались кандидатуры Джорджа Ромеро, Роберта Родригеса и Сэма Рэйми. Но Уильямсон отверг их все, посчитав, что претенденты видят в его творении исключительно черную комедию. В итоге за реализацию взялся признанный мастер хоррора Уэс Крэйвен, праотец rape and revenge, человек, однажды уже совершивший в жанре слэшера революцию с байкой о Фредди и вывернувший ее наизнанку в постмодернистском «Новом кошмаре».

Многочисленные цитаты и аллюзии на классику хоррора, рассчитанные на насмотренную публику, выгодно отличали «Крик» от прочих молодежных слэшеров. К этому добавились тонкий юмор, непредсказуемый сюжет и кровавые убийства.

Даже сегодня первый «Крик» остается свежим, смешным и пугающим, как и 26 лет назад.

Крик
Развернуть

Первые четыре части «Крика» вы можете посмотреть онлайн в хорошем качестве в нашей подборке.

Автор Максим Федоров

Больше новостей