У «Довода» на «Кинопоиске» — всего 7,5 балла. Это меньше, чем у «Начала», «Престижа» и даже «Интерстеллара». На фоне этих хитов такая оценка выглядит унижающей и делает фильм одним из худших в карьере (не берем в расчет старые ленты вроде «Жук-скакун» и документалки «Куэй»).
И если почитать комментарии зрителей, быстро понимаешь: люди просто не поняли историю, не смогли понять саму идею картины.
Главные претензии у всех одинаковые: «Сложно», «Скучно», «Персонажи как картонные». А ведь это Кристофер Нолан! Человек, который за двадцать лет построил киноязык времени, заставил всех ломать голову над «Мементо», спрятал три уровня сна в «Начале», зашвырнул чувства в пятое измерение в «Интерстелларе»… и вдруг — «Довод».

Что пошло не так?
А ничего. Это мы не пошли. Не туда, не тем маршрутом, не с тем багажом знаний. Потому что «Довод» — это не фильм, который смотрят. Этот фильм нужно изучать с блокнотом, записывая временные линии и проводя собственное расследование.
Просто в этих шахматах вместо пешек — антивременные пули, а вместо правил — учебник по физике и квантовым теориям, которые зритель не знает. Сложно — несомненно, но Нолан никогда и не претендовал на понятное кино.
В чем гениальность «Довода»
Нолан снял кино, которое нельзя «понять» с первого раза. Его даже нельзя «ощутить» как «Интерстеллар». История Купера была проста и вызывала эмпатию: отец нарушил обещание данное дочери, да и толком не смог спасти мир.
А в «Доводе» герои — это не люди, а схемы, точки на временной оси. Неудивительно, что зрители называют их плоскими: уж простите, но в этом фильме они и не должны перетаскивать одеяло на себя, а быть статистами для истории. Кому важны чувства Протагониста без имени, если его жизнь уже предрешена.

Герои намеренно картонные
В «Доводе» мэтр впервые полностью отказался от «сопереживания». Потому что вы не должны сопереживать герою и отвлекаться на его влюбленность в жену олигарха — вы должны разобраться в работе времени, и лишь тогда пазл сложится.
Не верите? Посудите сами: есть злой русский олигарх — злой он по определению. Есть добрый агент ЦРУ — он спасает мир, потому что так сказали. Есть загадочный напарник, единственный, кто вызывает хоть каплю интереса — умирает в конце. И все прочие герои работают чисто как переменные в формуле.

После «Довода» люди злятся
Фильм вызывает такую фрустрацию. Люди не любят чувствовать себя глупыми. А «Довод» — как тот преподаватель на лекции, который ни разу не объяснил формулу, но требует правильный ответ.
Фантастика давно привыкла к одному правилу: если ты придумываешь мир — объясни, как он работает. В «Доводе» этого нет. Объяснение — «инверсия», «энтропия», «мышечная память» — звучат, но они и близко не дают ответов на то, как работает время в этой ленте.
Нолан специально лишил зрителя привычной структуры восприятия. Гениальность «Довода» можно понять лишь после повторного просмотра с блокнотом в руках. Измените мнение о картине вы лишь когда прочертив временные линии на листе.
Он снял фильм, который никто не понял. Потому что его невозможно понять, если ты не сломаешь привычную логику. И вот только тогда — на третьем, пятом, десятом просмотре — ты не поймешь всё, но наконец воскликнешь от изумления.
Россияне назвали топ-7 самых «сложных» фильмов-головоломок: в лидерах Нолан с Линчем, но есть и сюрпризы. Логика «Интерстеллара» рушится, как только задаешь один вопрос: куда исчезли другие страны?