Никита Михалков и Андрей Кончаловский — родные братья, сыновья поэта Сергея Михалкова и переводчицы Натальи Кончаловской. Два столпа отечественного кино, но с разными фамилиями, взглядами и стилем. Один — импозантный государственник, второй — свободный европеец в душе. Так почему же один остался Михалковым, а другой стал Кончаловским?
Так решил Андрон
Ответ кроется в выборе самого Андрея. В юности он носил полную фамилию — Михалков-Кончаловский. Но вскоре решил отбросить отцовскую часть и оставить материнскую. Это было осознанное решение.
По словам Андрея Сергеевича, он считал мать — Наталью Петровну — фигурой не менее, а порой и более значимой, чем отец. Её отец — художник Петр Кончаловский, а дед — сам Василий Суриков. Культурный капитал этой линии семьи казался ему особенно весомым.

Неофициальная причина
Была и другая причина: в киношной среде фамилия Михалков уже звучала громко, а сам Андрей хотел идти своим путём. Не быть «чьим-то сыном» или «чьим-то братом», а обрести собственное имя. Тем более, что и по характеру он всегда стремился к самостоятельности — учился в США, снимал в Голливуде, вел себя свободнее и резче, чем Никита.
И да, именно он предложил своему сыну Егору, будущему режиссеру «Стиляг», тоже отказаться от фамилии Михалков и взять Кончаловский. К слову, в этом поступке не было ничего против семейных уз — просто в советском (да и в российском) киноиндустриальном пространстве братьям с одной фамилией действительно могло быть тесно.
Оба были амбициозны, оба хотели быть «номер один», а не дублировать друг друга на афише. Также отметим, что Андрей сменил и имя, нередко он просил называть его Андроном.
Никита же остался Михалковым. Он, в отличие от брата, всегда гордо носил отцовскую фамилию и уступать ее не хотел. И в целом мэтр сделал это именем брендом узнаваемым на весь мир. Присмотрелся к лицу и вырезал почти все сцены: Бондарчук снял Михалкова с роли во время съемок «Войны и мира».