Давайте поговорим честно. Сериал может быть зрелищным, динамичным и даже остроумным, но одно он игнорирует основательно: исторические реалии. Самое яркое несоответствие — название «СМЕРШ» в первых сезонах, когда никакого СМЕРШ физически ещё не существовало.
Главный ляп сериала
Контрразведка с таким названием появилась лишь в апреле 1943 года, а первые два сезона «СМЕРШа» разворачиваются в 1941–42 годах. В те годы действовало Управление особых отделов, которое подчинялось не НКО, а НКВД, и работало совсем по другим принципам.

Эту структуру тоже возглавлял Абакумов, и в сериале он есть — его играет Юрий Осипов. Но вот парадокс: герои носят форму и звания, которые к той эпохе просто не имели отношения.
Особый случай — капитан Павел Семенов, персонаж Владимира Котлярского. По версии сериала, он бегает по лесам, задерживает шпионов, штурмует логова врагов. Однако капитан госбезопасности тех лет — это скорее кабинетный следователь или аналитик. Он не бегает, он думает. И уж точно не штурмует блиндажи с пистолетом в одной руке и разведданными в другой.

Ошибку исправили
К третьему сезону, события которого разворачиваются в 1944 году, всё встает на свои места. СМЕРШ уже официально существует, спецоперации в тылу врага выглядят уместно, форма и титулы больше не вызывают раздражения у историков. Видимо, сценаристы наконец сверились хотя бы с «Википедией».
Так что если закрыть глаза на анахронизмы первых сезонов — «СМЕРШ» действительно неплохой сериал: динамичный, с лихо закрученной интригой, хорошим кастом (Игорь Петренко, Владимир Котлярский, Алексей Макаров — красавцы). Но главный ляп — использование громкого бренда до его исторического появления — всё равно остаётся пятном на репутации.
Целых 8 фур и более 1000 нарядов: как создавался сериал «Адмирал Кузнецов» — разбираем в цифрах. «Совершенно ему не по рангу»: военный историк указал на досадные ляпы в сцене высадки в Нормандии в «Спасти рядового Райана».