Сериал «Александр I» вышел на экраны с амбициозными планами раскрыть характер таинственного императора и пополнить цикл «История любви — история России». Но чем дальше зритель смотрит, тем больше возникает ощущение — история здесь больше пострадала, чем ожила.
Много пафоса — мало достоверности
Оценки зрителей и критиков сходятся: проект получился неровным. Да, костюмы чистые, лица выбриты, атмосфера 1800-х хоть и камерная, но выстроена старательно. Однако всё рушится там, где начинается история.
Искажения идут с первых минут — завещание Екатерины, маскарад Александра, театральная сцена с книгой… Всё это — драматургический вымысел, который не имеет ничего общего с реально задокументированными событиями.

Плюс — резкие акценты в образах: Павел вдруг становится просветлённым отцом, Александр — инфантильным юношей, а реальные противоречия и нюансы эпохи растворяются в наивном черно-белом повествовании.
«Худший исторический сериал из тех, что я видела. Характеры персонажей раскрыты не убедительно для меня, все-таки историю я учила и в школе, и в университете. Из актеров впечатлили Федор Лавров (который ярко сыграл посредственного Павла) и Даниил Спиваковский в роли Палена. Все остальные актеры играли сонно и однообразно», — пишет зрительница на Otzovik.
Не тот масштаб и не те герои
Часто звучит претензия: где величие императоров? Как мог Александр победитель Наполеона, а игрок на европейской арене предстать таким растерянным и «простоватым»? Почему актер в главной роли проглатывает реплики, как будто боится их произнести? И главное — откуда у сценаристов такая уверенность, что зрителю не важна историческая точность?

Мелочь, а неприятно
И даже если закрыть глаза на трактовки и сценарные допущения, остаются обидные ляпы: таблицы из Word на бумаге формата А4 в XVIII веке — это уже не свобода творчества, а просто халатность, пишет рецензент АиФ.
«Александр I» — это сериал, который хотел быть только красочным, но из-за недостоверности оказался поверхностным. Желание сделать из сложной фигуры императора понятный образ — похвально. Но жертвовать ради этого логикой, фактами и масштабом — значит обесценить саму историю.
«Уже особо никому не нужен»: «Ирония судьбы» не прошла проверку временем — историк назвал главные проблемы советской классики. Даже в отличных «Офицерах» есть несостыковки: в сценарии есть ответ, почему друзья не искали друг друга.