Олег Янковский — воплощение русской интеллигенции на экране, человек, чей голос, взгляд и пластика на десятилетия определили образ настоящего актера в советском и постсоветском кинематографе.
Мы запомнили его Мюнхгаузеном и Хозяином из «Обыкновенного чуда», романтиком, мудрецом, отстраненным наблюдателем и глубоко чувствующим героем. Но мало кто знает, что за этой галереей ярких ролей стояли и несбывшиеся мечты. Он мечтал о персонажах, которые могли бы изменить не только его карьеру — но и его судьбу.
Дзержинский, Алейников — лицом не вышел
Янковский мечтал сыграть Феликса Дзержинского в фильме «Особых примет нет», но роль досталась польскому актеру Петру Гарлицкому. Кандидатуру Янковского отвергли. Не потому, что не подходил — а потому, что «слишком аристократичен».

Похожий отказ он получил при отборе на роль Якова Алейникова в телесаге «Вечный зов». Парадокс в том, что артист, олицетворявший душу русского человека, вдруг оказался не по душе советскому экрану, потому что был слишком утончен и не так груб, как исторические персонажи.
Проклятие Гамлета и предложение Тарковского
Самой болезненной мечтой стала роль Гамлета. Тарковский предложил Янковскому сыграть датского принца, попросил у Захарова разрешения ставить Шекспира в «Ленкоме». Янковский жил этой мечтой — два года. Но за день до начала репетиций Тарковский отдал роль другому — Анатолию Солоницыну.
Янковскому предложили Лаэрта. Он вежливо отказался, а Тарковский назвал его «капризным тенором» — слова, которые глубоко ранили актера.

Позже, в спектакле Глеба Панфилова, он все же сыграет Гамлета, но спектакль раскритикуют в пух и прах. Янковский признается, что был глубоко подавлен и не понимал, зачем ему дальше жить.
«Если бы не фильм "Влюблен по собственному желанию", меня бы не стало», — откровенно скажет он актрисе Светлане Крючковой.
Раскольников и Воланд — образы, от которых пришлось отказаться
Олег Иванович также мечтал сыграть Раскольникова — образ, как будто бы созданный для его трагической, одухотворенной натуры. Но эта роль ушла другим. А когда его пригласили на роль Воланда в версии Владимира Бортко, Янковский отказался сам — он не хотел играть дьявола или Бога: слишком большая ответственность, почти кощунство.

Не сыграв Дзержинского, Раскольникова и, как мечтал, настоящего Гамлета, Олег Янковский все же закрепился в памяти публики как отличный актер, артист с большой буквы. Хотя сам он, вероятно, не считал, что добился вершины.
Филипп и Иван не смогут стать заменой Олегу Янковскому: достойного семья одобрила еще в 2009-м. При жизни так и не успел: последнее желание Олега Янковского исполнили лишь в день его похорон.