56 лет назад в СССР впервые показали японское аниме — и это была настоящая сенсация. В октябре 1969 года на экраны вышел мультфильм «Летающий корабль-призрак», снятый по манге Сётаро Исиномори. Над лентой работал и будущий гений анимации Хаяо Миядзаки — вместе с женой Акэми. Именно с этой картины началась история аниме в Советском Союзе.
Сюжет с подтекстом
Таинственный летающий фрегат, гигантский робот Голем, исчезающие люди и напиток «Боа-Джюс», от которого буквально тают на глазах — для 60-х сюжет был неожиданно мрачным. Главный герой, подросток Хаято, решается на опасное путешествие, чтобы узнать, кто стоит за ужасами, охватившими Японию.

И вскоре выясняется, что настоящая угроза — вовсе не корабль-призрак, а могущественная корпорация и её невидимый хозяин Боа. Фильм оказался не просто приключением с монстрами и роботами, а острой антикапиталистической притчей — с прямыми намеками на американские корпорации, пропаганду и общество потребления, потому проект не запрещали и не корректировали в СССР.
Советские зрители увидели аниме, в котором не только сражаются, но и думают. А ещё — ужасаются. Многие дети того времени вспоминают, что «верещали от страха», но пересматривали снова и снова.
Путь к сердцу зрителя
По слухам, в советский прокат фильм попал не сразу. Кто-то утверждает, что его показали не в 1969-м, а ближе к 1977-му — после перевода, цензуры и дубляжа. Также некоторые утверждают, что в их залах лента носила название «Гигробот». Сокращение от Гигантского робота.

«14 раз, Карл! Четырнадцать раз я смотрела это аниме в кинотеатре "Баррикады" на Красной Пресне... И это точно был не 1969 год, потому что тогда я в кино ходить физически не могла», «Все источники твердят о дате премьеры в СССР 10.10.1969, хотя как оно там было 50 лет назад...», пишут в комментариях под статьей на Дзен-канале «ПроСмотр».
Главного злодея озвучил сам Алексей Консовский, а образ капитана-скелета запомнился пионерам на всю жизнь. После выхода фильма появились первые поклонники японской анимации в СССР. Они ещё не знали, что смотрят аниме — но уже влюблялись в него.
Что если бы «Смешариков» снял Миядзаки: у ИИ получились русские «Тоторо» и «Унесенные призраками». Почти как в песне «Гражданской обороны»: как и зачем Дэндзи убил Макиму в «Человеке-Бензопиле» (фото).