Современные фильмы о войне все чаще вызывают резкое неприятие у тех, кто сам прошёл через фронт. Особенно болезненно ветераны отреагировали на дилогию Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2».
Её называли и «пародией», и «плевком в лицо и пыткой», а командиров на экране — «бандитами, а не нашими». И это при том, что сам Никита Сергеевич после создания утверждал, что все снято по архивным документам. Каким именно? История умалчивает.
Мнения фронтовиков
Сапёр Александр Куликов, побывавший в тылу у врага, не стеснялся в выражениях.

«От Михалкова ждать правдивой информации не приходится. Командиры похожи больше на бандитов, а не на "наших". И какие лица у актеров, которые играют бойцов? Видно, что это не Советская армия!
Я был в тылу у врага, минировал поля. Знаю, с такими лицами, как в фильме Михалкова, солдаты бы в тыл не прошли. Не кино это о войне, а пародия!»
Проблема — не только в актерской игре, но и в откровенно фантастических сценах, спецэффектах и исторических несоответствиях. Ветеран Василий Гончаров вспоминал:
«Когда рвались снаряды, летели осколки, и солдат засыпало землей. Огня как такового не было. А тут — сплошное пламя. Это не фронтовая хроника».

А штурмовик Валентин Гаврилов заявлял прямо: «Михалкова не люблю. Болтун он. Мне фильм о войне не нужен — у меня в голове своё кино».
Были и те, кто не высказывался категорично
Даже те, кто допускал, что посмотрит ленту, не верили, что мэтр способен на честный рассказ о ВОВ. Иван Медведев сказал:
«Ему, чем грязнее, тем лучше. Он ориентируется на Америку и, кажется, не скрывает этого. С таким подходом он не в состоянии сделать правдивый фильм».

На фоне всего этого слова самого Михалкова, что пора «сказать правду о войне», звучали для многих как издевка. Ветераны не просят пафоса — они просят уважения. И пока в кино на экране солдаты швыряются черенками от лопат, а Сталин матерится, те, кто действительно сражался, вынуждены смотреть на это с горечью.
«Сыграла гениально»: зрители в восторге от звезды фильма «В списках не значился» — персонаж затмевает даже героя Машкова. А вас, Штирлиц, я попрошу переодеться: в «17 мгновениях» нашли досадный ляп с формой СС.