Иногда достаточно одного взгляда на биографию, чтобы увидеть, как реальность и литература причудливо переплетаются. Именно так произошло с поэтом Владимиром Нарбутом, которого исследователи нередко называют одним из возможных прототипов Воланда — таинственного и харизматичного персонажа из романа Михаила Булгакова, блестяще сыгранный в сериале «Мастер и Маргарита» Олегом Басилашвили.
Хромота, трость и та самая «дьявольская аура»
Нарбут происходил из старинного дворянского рода, учился на восточном факультете Петербургского университета и прославился необычными поэтическими чтениями, которые современники сравнивали с сеансами черной магии.
Он ходил с тростью (вследствие ампутации пятки), выглядел эксцентрично и слыл фигурой мистической. Поэт словно сам стремился быть загадкой — его сборник «Аллилуиа» был изъят и уничтожен за излишнюю «вольность» и вызывающее оформление (напоминает историю романа Мастера).
Такая харизма и черты характера — несомненно, материал для образа вроде булгаковского Воланда: эффектного, двусмысленного, притягательного и страшноватого, отмечает «Кириллица».
Непростая биография Нарбута
Нарбут не просто писал стихи — он жил как персонаж приключенческого романа. Его первая попытка издания собственного журнала закончилась громким скандалом, после чего он вернулся в родные пенаты. В 1918 году пережил нападение, был ранен, потерял кисть, но выжил. Несмотря на симпатии к новой власти, был то включён в её ряды, то внезапно попадал в немилость.

В более поздние годы Нарбут занимал должности в издательствах, активно участвовал в культурной жизни. Однако в конце 1920-х его исключили из партии, а в 1930-х арестовали и направили в один из лагерей на Дальнем Востоке. Его судьба завершилась трагически в 1938 году.
Конечно, Булгаков, как настоящий мастер, создавал собирательный образ. Но Нарбут мог стать одним из штрихов, придающим Воланду ту многослойность, за которую мы его и любим. От писателя пугающий мессир получил куда больше, чем из образа дьявола в «Фаусте».
Гафту и Басилашвили кое-чего не хватило: Аугуст Диль — лучший из всех Воландов, и на то есть несколько причин. Кто такая Фрида из «Мастера и Маргариты»: у гостьи бала есть реальный трагический прототип. Сколько серий в экранизации романа: у Бортко была особая причина снять такой длинный сериал по Булгакову.