8 прекрасных фильмов о важности мира на Земле

1 марта 2022 18:56

Как говорил Гэндальф Серый: «Мы не выбираем времена, мы можем лишь решать, как жить во времена, которые выбрали для нас». Киноафиша подготовила очень важную подборку о том, насколько мирное сосуществование ценнее всего на свете.

Читать на сайте

«Утиный суп» (1933)

Отражение мира, застывшего в ожидании большой войны.

Буффонада от легендарных братьев Маркс, на фильмах которых вырос Вуди Аллен. На этот раз Граучо играет Руфуса Файрфлая, который становится диктатором маленькой европейской страны Фридония в самое неподходящее время, когда ее грозный сосед Сильвания сначала всячески пытается свергнуть сумасбродного и несговорчивого Файрфлая с помощью двух агентов — их сыграли Харпо и Чико — а затем и вовсе объявляет ей войну.

Несмотря на то что сюжет «Утиного супа» весьма условен и, по сути, состоял из сменяющих друг друга ситуационных шуток, каламбуров и гэгов, в его озорной абсурдности невозможно не заметить отражение мира, застывшего в ожидании большой войны, о «пользе» которой братья Маркс высказались довольно однозначно.

Утиный суп
Развернуть

«Великий диктатор» (1940)

«Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем. Более, чем в машинах, мы нуждаемся в человечности. Более, чем техника, нам нужна мягкость и доброта. Без этого жизнь будет полна насилия и все будет потеряно…»

Сатирическая комедия Чарли Чаплина, в которой он исполнил сразу две роли — еврейского цирюльника и Аденоида Хинкеля, диктатора вымышленной европейской страны Таманию, очень напоминающую Германию конца тридцатых. Герои похожи друг на друга как две капли воды, но разительно отличаются сущностно. Хинкель мечтает завоевать весь мир, а цирюльник – сердце девушки Ханны, которую сыграла жена Чаплина Полетт Годдар.

В Хинкеле не то чтобы угадывается, а прямо прописана сатира на Гитлера, пытающегося в том числе решить и «еврейский вопрос» и присоединить соседний Остерлих — Чаплин точно изображает характерные черты диктатора, его манеру выступать, а отдельные номера вошли в историю кинематографа. Как, например, танец Хинкеля с глобусом в обнимку под музыку Вагнера или пронзительный монолог цирюльника, которого в самом конце по ошибке приняли за диктатора:

«Я бы хотел помочь всем, кому можно: евреям, не евреям, черным, белым. Мы все хотим помогать друг другу. Такова природа человека. Мы хотим, чтобы нашу жизнь питало счастье других людей, а не их горе. Мы не хотим ненавидеть и презирать друг друга. В этом мире есть место для всех, земля обильна и обеспечит каждого. Жизнь могла бы быть свободной и прекрасной. Но мы потеряли дорогу. Жадность отравила души людей, затопила мир ненавистью, шаг за шагом привела нас к горю и крови. Мы быстро развивались, но забыли себя. Техника, которая должна была дать изобилие, привела нас к нищете. Знание сделало нас циничными, техника — жестокими и злыми. Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем. Более, чем в машинах, мы нуждаемся в человечности. Более, чем техника, нам нужна мягкость и доброта. Без этого жизнь будет полна насилия и все будет потеряно…»

Великий диктатор
Развернуть

«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1964)

Выдающийся пример антивоенного кино.

В подборке много «старых» фильмов, ведь война — горячая Вторая мировая или последовавшая за ней Холодная — тенью легла на весь двадцатый век, который, казалось, вздохнул с облегчением только ближе к концу. «Доктор Стрейнджлав» — дитя Холодной войны, когда мир, замороженный предчувствием Третьей мировой, жил в постоянном страхе перед атомным оружием. Кубрик сделал из этого черную комедию.

По сюжету слегка сошедший с ума генерал Джек Д. Риппер, командующий американской военно-воздушной базой, приводит без видимой на то причины в исполнение «план R» — сброс на Советский Союз атомных бомб с бомбардировщиков Б-52. План этот прописан на случай, если США уже подверглись атаке со стороны СССР, чего в реальности пока не произошло. Чтобы убедить в нападении СССР своих подчиненных, он выключает радиосвязь, а пришедших разобраться в происходящем американских военных объявляет переодетыми оккупантами. Мир находится на грани катастрофы, президент США пытается объяснить ситуацию генсеку Компартии и просит сбить собственные самолеты, британский полковник ВВС Мандрейк, единственный распознавший ложь и опасность ситуации, старается образумить Риппера, но немецкий доктор Стрейнджлав, вывезенный в свое время из нацистской Германии, предупреждает, что бояться поздно и у «плана R» нет обратной силы.

Выдающаяся игра Питера Селлерса, исполнившего в фильме сразу несколько ролей — Мандрейка, Стрейнджлава и президента Маффли — и магнетическая заключительная сцена с падающими на Землю атомными бомбами под песню «We’ll meet again» сделали фильм выдающимся примером антивоенного кино.

Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу
Развернуть

«Конформист» (1971)

Фильм о важности общего мира, который невозможен без мира в душе, и безразличии к окружающим, берущему свое начало во лжи перед самим собой.

Блестящий фильм Бернардо Бертолуччи о молодом итальянском аристократе Марчелло Клеричи (Жан-Луи Трентиньян), который присоединяется к фашистской партии и выполняет для нее задание в Париже по «устранению» политического диссидента и «врага режима» профессора Квадри. Хронология событий нелинейна. Клеричи постоянно вспоминает предыдущие события из своей жизни, подернутые сомнамбулической дымкой — изнасилование водителем Лино, нереалистичный прием у министра, женитьба на нелюбимой мещанке Джулии, которая ему даже не интересна. Он всеми способами старается быть «нормальным», все больше отрицая самого себя и с каждым шагом все дальше удаляясь от границ «нормальности».

Конформист
Развернуть

«Ганди» (1982)

Классическая биографическая драма о чудесной, по сути, истории, в которой средства не оправдывались целью, а были ей под стать.

Байопик Ричарда Аттенборо о Махатме Ганди — знаменитом борце за независимость Индии от Великобритании, исповедующем при этом философию ненасильственного сопротивления, которая в итоге привела к успеху. За точку отсчета Аттенборо берет случай в поезде, произошедший с Ганди в ЮАР, где он работал юристом — тогда проводник практически выкинул его из вагона из-за цвета его кожи, несмотря на то что у Ганди были билет и гражданство Великобритании. Именно в этот момент, по мысли режиссера, Ганди и осознал необходимость бороться за права индийцев.

Ганди
Развернуть

«Взвод» (1986)

Антивоенная притча с символическими акцентами.

Вьетнамская война оставила не заживавшую несколько десятилетий рану на теле американского общества. О ее патологической природе брались рассказывать многие известные режиссеры (см. «Апокалипсис сегодня» Копполы, «Цельнометаллическая оболочка» Кубрика и т.д.), но мы остановимся на «Взводе» Оливера Стоуна, посвятившего этой теме целую трилогию. Главный герой фильма, новобранец Крис Тейлор (Чарли Шин), отправившийся во Вьетнам добровольцем, утрачивает одну за другой иллюзию о природе этой войны. В его взводе есть два сержанта — Барнс (Том Беренджер) и Элайас (Уиллем Дефо) — ведущие, подобно демону и ангелу, непрестанную борьбу за его душу.

Взвод
Развернуть

«Рожденный четвертого июля» (1989)

Фильм о ложном очаровании внешним блеском войны.

Продолжение трилогии Стоуна, выводящее действие за пределы Вьетнама. Рон Ковик (Том Круз), также добровольно отправившийся на войну, возвращается домой из Вьетнама покалеченным — физически и духовно. Передвигаться теперь он может только на коляске и мучается от чувства вины из-за убитого случайно собрата по оружию.

4 июля отмечается День независимости США, и Стоун явно над этой датой посмеивается, как и над прочими американскими ценностями, которые привели его героя на войну и сломили его. Впрочем, Ковик нашел цель в жизни — не допустить того, чтобы кто-то повторил его путь, очаровавшись внешним блеском войны.

Рожденный четвертого июля
Развернуть

«Тринадцать дней» (2000)

Важное напоминание о том, что никогда не поздно договориться, а худой мир лучше хорошей войны.

Основанный на реальных событиях пересказ событий Карибского кризиса, когда США и СССР были в шаге от объявления войны. В 1962 году американцам становится известно о том, что СССР в рамках операции «Анадырь» разместил на Кубе, возглавляемой Фиделем Кастро, ракеты, способные нести ядерные боеголовки. После этого начались долгие переговоры между американским президентом и советским руководством по снятию напряжения.

Тринадцать дней
Развернуть
Автор Гия Сичинава

Больше новостей