Смотрите фильмы за 1 рубль
Меню
Ваши билеты в личном кабинете

Инфантил, нарцисс, идеальный преступник: психолог выдал правду о героях «Иван Васильевич меняет профессию»

Инфантил, нарцисс, идеальный преступник: психолог выдал правду о героях «Иван Васильевич меняет профессию»

Психологический анализ вымышленных персонажей может оказаться увлекательным занятием и привести к неожиданным выводам.

Психолог Анна Завгороднева в комментарии редакции «Киноафиша.инфо» сделала обстоятельный психологический анализ главных героев культовой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» – и нашла у персонажей немало интригующих черт.

Шурик: умный и спокойный

Мы не забываем, что все это Шурику снится. Есть совершенно обычный изобретатель Александр Тимофеев и есть его совершенно обычная жена, которая придет и его разбудит. Во сне Шурик – человек со своими амбициями в изобретательстве, любящий и даже восхищающийся своей женой. Она в его сне ярче и успешнее, чем черно-белой реальности, которую нам в конце показали.

Сказать, что он размазня и забитый ботаник, нельзя – он очень быстро находит общий язык с Иваном Грозным.

Достаточно адекватно, здраво реагирует на то, что его жена Зина заявляет, что она разводится с ним и уходит к режиссеру Якину. Шурик, видя, что ситуация выходит из-под контроля, занимается тем, что исправляет ситуацию. Он не паникует, не впадает ни в одну из ролей из треугольника Карпмана, не превращается в жертву ни в коем разе, у него нет никаких признаков тирана, он не спасательствует. Машина поломалась, ее надо чинить, он идет и решает эту проблему. Вот такой Шурик – умный, спокойный инженер.

Бунша: инфантил с позицией жертвы

Инфантил, нарцисс, идеальный преступник: психолог выдал правду о героях «Иван Васильевич меняет профессию»

Как нерешительно он взаимодействует с Милославским. Он вообще, в принципе, нерешителен в коммуникациях. Он раскрывается как личность, склонная упиваться собственной властью, если она у него появляется: стоит выпить – и его поведение становится развязным, он начинает командовать, но протрезвев, тут же начинает беспокоиться, спрашивает, за чей счет банкет? При этом он настолько искренен и откровенен, что рассказывает с милиции, что исполнял обязанности царя, а царица к нему приставала. Причем не он, а она сама. Переложил ответственность, чтобы жена не поругала. Так же он перекладывает ответственность на Милославского. То есть позиция абсолютно инфантильная, позиция жертвы и человека, который настолько боится наказания, что решает пойти и сам все рассказать – раскаиваюсь и уповаю на родную милицию. Ему не приходит в голову даже скрыть информацию или взять ответственность за свои поступки на себя. У него абсолютно избегающая позиция.

Иван Грозный: царь, просто царь

Инфантил, нарцисс, идеальный преступник: психолог выдал правду о героях «Иван Васильевич меняет профессию»

Максимально быстро встраивается в обстоятельства. Например, сцена, где он говорит, что его «замели в милицию и дело шьют». Буквально несколько часов он пребывает в современной Москве, а жаргон уже усвоил. Очень быстрая адаптация. Он переоделся, договорился с женой Шурика, он почти разобрался в системе взаимоотношений с людьми. Он пытается проникнуться атмосферой того времени в котором он оказался, чувствует себя прекрасно и продолжает быть царем. Он в себе уверен абсолютно.

Жорж Милославский: идеальный преступник

Инфантил, нарцисс, идеальный преступник: психолог выдал правду о героях «Иван Васильевич меняет профессию»

Нарцисс. С явно выраженным делинквентным поведением (преступным). Явно наслаждающийся своими успехами, с высоким уровнем адаптации, с прекрасными коммуникативными навыками, знающий свои сильные стороны, свою привлекательность, относящийся к себе как к звезде. Когда исчезает стена, он представляется не только другом Шпака, но и, добавляя себе значимости, говорит, что он артист больших и малых, а фамилия его слишком известна, чтобы он ее называл. Он чувствует себя безнаказанным, он знает, что в этом амплуа он прекрасен. Он изображает вора, артиста, он оказывается в Кремле и моментально адаптируется. Он придумывает в секунду объяснение своего нахождения около царя. Он однобокий персонаж. У него нет страхов, зависимостей. Он идеальный мошенник, преступник.

Шпак и Якин: два нарцисса

Инфантил, нарцисс, идеальный преступник: психолог выдал правду о героях «Иван Васильевич меняет профессию»

Шпак не лишен нарциссических черт, явно себя приукрашает и ставит на пьедестал. Относится к своей профессии и своим заработкам – сверхзаработкам для того времени, – как к чему-то разумеющемуся. Считает, что он достоин тех благ, которых он лишился, и страдает по этому поводу.

Якин – еще один нарцисс. Даже говорящая фамилия, думаю, это было специально сделано. Самовлюбленный, невидящий дальше своих желаний. То с одной женщиной, то с другой, то опять с первой. Живущий в наслаждении от самого себя. Как он сидит на стуле, как он едет в машине. Пуговкин божественно изобразил такую карикатуру на творца, упивающегося своим величием, на звездную болезнь – а это и есть проявления нарциссизма.

Фото: Кадр из фильма
Related video