В детстве мы верили, что на крыше может жить весёлый пухляш с моторчиком за спиной, который питается только вареньем и не работает. Но взрослея, начинаем сомневаться: а был ли Карлсон?
Или он — всего лишь плод воображения одинокого мальчика? Такая гипотеза давно витает в воздухе — и кажется, в ней есть логика.
1. Карлсон не мог летать
Отбросим тот факт, что это сказка и включим логику. Даже ребенку с базовыми знаниями понятно: винт на спине не поднимет упитанного мужчину. А если и поднимет, без второго винта (как в строении вертолета) он начнет вращаться как юла. Мультик «Малыш и Карлсон», конечно, всё стерпит, но «механика полёта» Карлсона — уже первый намёк на то, что он существует только в фантазии Малыша.

2. Малыш остро нуждается в друге
Его семья — любящая, но занятая. Брат и сестра — подростки, родители — где-то между работой и газетой. Скука, одиночество, даже собаку ему не дают завести (а когда все же покупают, друг надолго исчезает). Во дворе Малыша тоже унижают сверстники.

Что делать? Герой создает воображаемого друга — идеального спутника. Он шкодливый, смешной, всегда рядом и говорит: «Я в расцвете сил!». Но что если все это время баловался герой самостоятельно? Представьте себе юнца, который бредит, ходит по крышам, пугает жуликов и объедается вареньем. Картинка пугающая.
3. Карлсона никто не видел — почти
Семья Свантесонов с Карлсоном не сталкивается. И только Фрекен Бок и пара жуликов из мультфильма вроде бы его видят, отмечает Сергей Хохлов на Дзен. Но Фрекен — дама со странностями («А-ля-ля-ля-ля-ля, я сошла с ума»), а жулики — анекдотичные типажи, не вызывающие доверия.

В оригинальных книгах свидетелей было сильно больше, но не стоит воспринимать это за подтверждение теории. Линдгрен сама оставила намеки в своих книгах
4. Карлсон у Линдгрен уже был — и тоже выдуманный
Задолго до появления Карлсона с мотором шведская писательница написала рассказ о «Крошке Нильсе Карлсоне». Это тоже был воображаемый друг, только меньше размером и без винта. Он жил за плинтусом и тоже утешал грустного мальчика. Возможно, именно он и стал прообразом будущего героя с крыши.

В психологии даже появился термин — «синдром Карлсона». Это про детей, которые в одиночестве создают себе вымышленных друзей. Может, Карлсон — такой же невидимый собеседник, которого придумал Малыш? А может, всё гораздо проще — и Карлсон действительно прилетает к тем, кто по-настоящему верит.
ИИ стал психиатром и поставил «диагнозы» героям «Карлсона»: самый неутешительный у родителей Малыша.