Оповещения от киноафиши
Скоро в прокате "Холодное сердце 2" 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Включить Позже
Новости кино

Медленно и неотвратимо: как зомби попали на большие экраны

Медленно и неотвратимо: как зомби попали на большие экраны

Вспоминаем историю прогулок зомби по большим и малым экранам.

  Поделиться

Ожившие мертвецы, они же Ходячие мертвецы или просто Зомби — одни из главных любимчиков поклонников хорроров. Знаменитые полуразложившиеся трупы, хромающие на обе ноги сразу, одновременно пугают и веселят зрителей по всему миру вот уже много лет. Каждый год выходит с десяток фильмов и сериалов о зомби в совершенно разных жанрах: ужастики, комедии, мелодрамы, философские притчи и социальные триллеры. Но самое удивительное, что зомби в том виде, к какому сейчас привыкли все зрители, — относительные новички в поп-культуре по сравнению, например, с вампирами. Ещё интересней, что этот вид чудовищ пришёл не из литературы, а зародился прямо в кино.

Magic people, voodoo people

Вообще термин «зомби» берёт своё начало ещё в XVII веке (кстати, происхождение слова доподлинно неизвестно, есть различные варианты) и прочно связан с культом вуду, популярном в странах Карибского бассейна. Изначально под этим словом подразумевали несколько другое, а именно безвольного человека, которого колдун превратил в своего раба. Недаром и в современном языке есть понятие «зомбировать», то есть лишить воли или подчинить. Всплеск интереса к зомби в англоязычных странах произошёл после публикации в 1929 году книги «Остров магии» репортёра Уильяма Сибрука, значительная часть которой была посвящена бездумным рабам, работающим на плантациях своих хозяев.

Кадр из фильма «Белый зомби»
Кадр из фильма «Белый зомби»

Именно в таком виде зомби сначала и попали на экраны. Ещё в 1932 году вышел фильм «Белый зомби», где главную роль сыграл знаменитый Бела Лугоши. Его герой жил в замке на Гаити и превращал людей в зомби, чтобы те ему прислуживали.

В 1943 году появился ещё один знаковый фильм «Я гуляла с зомби», где медсестра, приехав в Вест-Индию, обнаруживает, что её пациентку поработила родственница.

Подобных картин было множество, и постепенно вариации на тему зомбирования стали более разнообразными. Уже появились и первые ожившие мертвецы. Например, в фильме «Месть зомби» 1943 года их создавали нацисты. Позже этой темы коснулся даже «худший режиссёр всех времён» Эд Вуд в знаменитом «Плане 9 из открытого космоса».

Кадр из фильма «План 9 из открытого космоса»
Кадр из фильма «План 9 из открытого космоса»

Но всё же в этих историях сохранялось одно важное отличие: зомби кто-то всегда руководил. Это мог быть жрец вуду, учёный или даже инопланетяне. Но всё же в бездумную и неорганизованную силу они превратились позже.

И пришел Ромеро...

Революция в сюжетах об оживших мертвецах произошла в конце шестидесятых, когда Джордж Ромеро выпустил свой дебютный фильм «Ночь живых мертвецов». Как обычно, всё началось с задумки нескольких энтузиастов: режиссёр и его друзья скинулись, сняли ферму, наняли актёров в ближайшем театре и рассказали о группе людей, которые пытались выжить в уединённом доме во время восстания мертвецов.

Что интересно, термин «зомби» Ромеро не употреблял, в его версии монстров называли «пожирателями плоти» (да и фильм сначала хотели назвать «Ночь пожирателей плоти», но студия отказалась по соображениям цензуры).

Именно эта картина заложила фундамент для большинства зомби-проектов будущего. Во-первых, ожившие мертвецы здесь приобрели свой классический вид: актёров одевали в лохмотья из сэконд-хэнда и мазали воском из морга. Во-вторых, Ромеро предложил идею, что опасны они только толпой. В этом и будет вся суть зомби на долгие годы: чудовища передвигаются медленно, у них нет никаких мыслей, кроме голода. Но когда их достаточно много, зомби становятся опасной и разрушительной силой. В этой идее увидели множество социальных подтекстов: от войны во Вьетнаме то отражения фашизма. Тем более, что последний выживший персонаж — темнокожий. В итоге он погибает от руки человека, а не зомби. Сам же режиссёр утверждал, что «Ночь живых мертвецов» — история о трудностях общения, вся суть фильма в том, что герои не могут найти общий язык даже в смертельно опасной ситуации. Но всё же зрителей зацепила именно социальность в сочетании с кровавым хоррором. И Ромеро стал развивать эту тему. Недаром в вышедшем спустя десять лет продолжении «Рассвет мертвецов» действие уже разворачивается в торговом центре, а зомби очень напоминают обезумевшую толпу покупателей в период распродаж.

Кадр из фильма «Рассвет мертвецов»
Кадр из фильма «Рассвет мертвецов»

Сам Ромеро снял аж шесть фильмов, посвящённых живым мертвецам. Плюс к франшизе можно отнести удачные ремейки двух первых картин от Тома Савини и Зака Снайдера. Именно благодаря его работам стала популярной тема зомби-апокалипсиса. То есть не просто нападения живых мертвецов, а краха человечества. Cами же монстры зачастую отражают бездумные толпы людей, и здесь в каждом случае можно провести свои аналогии: военные, американские реднеки, общество потребления. Или же это просто отражение распространения опасного вируса.

Отсылки к этой теме можно найти в десятках картин. Нетрудно заметить, что «28 дней спустя» Дэнни Бойла посвящён человеческой жестокости, «Война миров Z» показывает вирус зомби как реальную болезнь, «Бремя» рассказывает об отцовской заботе, а «Третья волна зомби» — о низших слоях общества. Во всех этих историях зомби-апокалипсис — лишь сеттинг, а в центре сюжета человеческие взаимоотношения.

Кровь, кишки и зомби

Но не нужно думать, что все истории о зомби окажутся серьёзными и социальными. На первой волне популярности сюжетов об оживших мертвецах появились и картины, которые ставили под собой одну цель: напугать зрителя. В первую очередь тут стоит вспомнить Лючио Фульчи — создателя франшизы «Зомби». Правда, в мировом прокате с названиями этих фильмов случилась путаница: «Рассвет мертвецов» Ромеро показывали в Италии под тем же названием, поэтому нумерация картин Фульчи началась сразу со второй части.

Кадр из фильма «Зомби 2»
Кадр из фильма «Зомби 2»

Сюжет первого фильма посвящён девушке, которая вместе со своим другом-журналистом отправляется на поиски пропавшего отца. Прибыв на таинственный остров, они обнаруживают, что он захвачен ожившими мертвецами. Нетрудно заметить, что завязка истории очень проста. Да к тому же снимали фильм за совсем небольшие деньги, используя в качестве статистов даже членов съёмочной группы. Но Фульчи вложил максимум усилий в мерзкие и страшные сцены: здесь ломают руки, протыкают глаза, рвут и едят плоть. Поначалу из-за такой жестокости у фильма были серьёзные проблемы с прокатом. Но постепенно он стал культовым и разросся в целую франшизу.

Из этих фильмов и зародилась любовь показывать в сюжетах о зомби максимум насилия, крови и оторванных конечностей. Подобные сцены перекочевали и в уже упомянутые выше фильмы, и в огромное количество работ категории «Б», где бессмысленный сюжет сопровождается потоками крови и максимально неприятной реалистичностью.

Кроме этого, гротескная жестокость зародила новый поджанр — зомби-комедии.

Мёртвые и смешные

Согласно слухам, первый вариант сценария «Ночи живых мертвецов» назывался «Киношка о монстрах» и выглядел скорее как комедия, но Джордж Ромеро решил сменить стиль на более серьёзный. А вот его коллега и соавтор Джон Руссо не забыл об этой идее. К сожалению, после выхода первого фильма напарники рассорились и даже судились за словосочетание «живые мертвецы». Учитывая названия дальнейших работ Ромеро, нетрудно догадаться, что выиграл Руссо. Он же в 1985 году снял значительно более лёгкое и комедийное «Возвращение живых мертвецов». История примерно та же: ожившие трупы наводняют город, с ними пытаются справиться местные жители. Только зомби здесь смешнее, а люди ведут себя максимально глупо.

Сочетание жестокости и юмора понравилось зрителям. Фильм получил множество продолжений. Но ещё важнее, что он открыл дорогу другим комедиям о зомби. Чего стоит только легендарная франшиза «Зловещие мертвецы» Сэма Рейми, которая потом превратилась в историю с перемещениями во времени. А в 2015 году знаменитый Эш снова вернулся, но уже в сериальном формате.

Зомби-комедии сейчас чуть ли не популярней, чем серьёзные представители жанра. Тут можно вспомнить и легендарную картину Эдгара Райта «Зомби по имени Шон», и безумных «Бобров-зомби», и одну из первых работ Питера Джексона «Живая мертвечина». Ну и, конечно, прекрасный фильм «Добро пожаловать в Зомбилэнд» Рубена Фляйшера, который вернулся с продолжением спустя десять лет после премьеры.

На сегодняшний день зомби — неотъемлемая часть популярной культуры. И это логично. Страшный и одновременно забавный образ толпы потрёпанных мертвецов делает их универсальными, позволяя вписывать хоть в серьёзные драмы, хоть в постмодерновые работы вроде «Мёртвые не умирают» Джима Джармуша. Можно даже просто добавить их в классическое произведение, и тогда получится «Гордость и предубеждение и зомби» — литературное, кровавое и очень весёлое.

Автор:

Мы в соц.сетях
Как это работает
Вы добавляйте в избранное
фильмы, кинотеатры и персоны
Мы показываем удобное расписание
в разделе "Избранное"
И напоминаем о премьерах
трейлерах, выходе на экраны и начале продаж билетов, чтобы вы не пропустили лучшие места
Войти как пользователь Авторизация по E-mail
ВКонтакте Facebook Одноклассники
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
Нашли неточность?
Написать письмо
Имя
E-mail
Текст
 
 
Отправляя данные,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
Куда сходить после кино?
Авторизация
После регистрации: Доступ к билетам Личная коллекция любимых фильмов и кинотеатров Оценки и комментарии Многое другое

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта

Или по логину киноафиши

Нет логина? Зарегистрируйтесь
Регистрация
E-mail
Пароль
 
 
Регистрируясь,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Вспомнили логин? Войдите

Подписка на рассылку
E-mail
 
 
Подписываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Зарегистрированы? Войдите

Сброс пароля Укажите E-mail использованый при регистрации и мы отправим на него письмо со ссылкой для сброса пароля
E-mail