8 клише, которые можно увидеть в любом фильме ужасов

22 мая 2021 12:00

Последнее десятилетие порадовало зрителей хоррорами новой волны. Это по-настоящему умные и необычные фильмы. Что не мешает характерным приметам жанра по-прежнему кочевать из одного ужастика в другой.

Читать на сайте

1. Жертва, убегая, обязательно спотыкается и падает

Допустим, кто-то или что-то преследует героя (призрак, маньяк, хищный зверь, природный катаклизм). Момент и без того драматичный, а уж когда несчастная жертва ещё и падает, неудачно зацепившись ногой за какой-нибудь предательский корень дерева или торчащую половицу, градус напряжения взлетает до небес.

Видимо, поэтому сценаристы так любят использовать эту сюжетную формулу. Но видеть её в каждом втором ужастике порядком надоело.

Актриса Кристен Коннолли в фильме «Хижина в лесу»

Видео: вариации падений девушек в фильмах ужасов

2. Машина не заводится в самый неподходящий момент, а ключи теряются

Клише, которое переживёт нас всех. Хотя, надо признать, современные мастера ужасов способны выжать из этого сюжетного тропа максимум. Так, в фильме Джордана Пила «Прочь» от сцены, в которой героя от свободы отделяет запертая дверь, а единственные ключи — в руках недоброжелателей, просто леденеет кровь.

Актриса Эллисон Уильямс в фильме «Прочь»
Развернуть

3. «Давайте разделимся»

Спасибо современным сценаристам — этот троп теперь встречается в кино не так часто, как раньше. Но нет-нет да найдутся очередные герои страшилок, которые уверены, что лучший способ избежать встречи с монстром, маньяком или ещё каким-нибудь чудищем — разбрестись поодиночке.

Нет, дорогие, вас так проще устранить!

Актриса Аня Тейлор-Джой в фильме «Сплит»
Развернуть

4. Быстро садящаяся батарейка телефона и не работающая связь

Телефоны, с точки зрения авторов ужастиков, — штуки ненадёжные. Они ломаются, разбиваются и не вовремя садятся. И даже если мобильный каким-то чудом уцелел, связь почти наверняка подведёт персонажа именно в тот момент, когда самое время вызвать копов.

Ну а чтобы объяснить, отчего она так безбожно барахлит, сценаристы обычно отсылают героев как можно дальше от цивилизации. Иначе зачем бедолаги из «Райского озера» решили провести романтические выходные на богом забытом водоёме, а симпатичная писательница из «Я плюю на ваши могилы» отправилась работать над книгой в сельскую глушь?

Актер Брайан Джерати в фильме «Когда звонит незнакомец»

Видео: очень много примеров проблем со связью в фильмах ужасов

5. Полиция никогда не приезжает вовремя

Троп, логически вытекающий из предыдущего. Мало того, что вызвать помощь в мире киноужастиков так просто не дадут, так ещё полиция работает из рук вон плохо. В одних случаях стражей правопорядка не дозовёшься, в других они патологически ленивы или профнепригодны. Либо вообще на стороне злодеев.

Помощник шерифа Дьюи Райли из фильма «Крик»
Развернуть

6. Крики «Помогите!», которые всё равно никто не услышит

Мы уже знаем, что действие классического хоррора развивается в захолустье, куда не заглядывают полицейские, а благоразумные люди (такие обычно персонажами ужастиков не становятся) обходят подобные места стороной. Ну и какой тогда толк громко звать на помощь?

Но это не мешает героям так и поступать. Ну а что, вдруг сработает (нет)?

Актриса Карла Гуджино в фильме «Игра Джералда»
Развернуть

7. В зеркалах вечно отражается какая-то жуть

Зеркало в кадре не к добру — уж очень эффектная выходит сцена, когда в отражении внезапно появляется антагонист, а зрители подпрыгивают от неожиданности вместе с героем. Правда, это клише уже порядком надоело и не пугает так, как раньше.

А некоторые режиссёры, как, например, Александр Ажа, умудряются целый фильм построить вокруг зловещих зеркал. Называется лента, не поверите, «Зеркала».

Ужасы в отражении в фильме «Зеркала»
Развернуть

8. Очень страшный подвал, куда не стоит спускаться

Иногда это может быть жуткий чердак, как в «Синистере». С вероятностью 100% герои находят там что-то недоброе. И нет бы эти мрачные артефакты не подбирать, но ведь иначе ведь фильма не случится.

Вероятно, этот троп родился благодаря знаменитому «Психо» Альфреда Хичкока, в котором Норман Бейтс скрывал в подвале кое-что ужасное. Подполье было выбрано режиссёром не зря: оно символизировало тёмное подсознание персонажа. Иногда этим приёмом пользуются и современные авторы: так, подвал сыграет важную роль в финале австралийского фильма ужасов «Бабадук». И в этом случае речь идёт уже не о сюжетном клише, а о красивой метафоре.

Актер Итан Хоук в фильме «Синистер»
Развернуть
Автор Линда Журавлева

Больше новостей