Вышедший в цифре норвежский фильм «Гадкая сестра» уже называют самым отвратительным боди-хоррором года, и это не просто комплимент. Картина Эмили Блихфельдт — это хоррор, который лучше не включать во время еды, а еще — изящно поставленная, кровоточащая и злая сказка о том, что такое «женская красота» в обществе, где всё можно исправить — если ты готова терпеть боль. Или проглотить червя, который начнет поедать тебя изнутри.
Не Золушка, а кусок мяса
Главную героиню зовут Эльвира. У неё брекеты на зубах, она худа, сутула, с вечно мокрым от слёз лицом. Её мама — охотница на зажиточных мужчин, которая подбирает очередного умирающего богатея, чтобы обеспечить себе и дочери хотя бы крышу над головой. Но когда выясняется, что богатство — фикция, а единственный шанс — это королевский бал, Эльвиру начинают буквально готовить к статусу принцессы.
Например, сцена, где Эльвира глотает голодного ленточного червя, чтобы «худеть естественно». Или где хирурги, употребив запрещенное вещество с серебряного подноса, без наркоза начинают «править» нос, разрывая его до хряща. Или момент, где главная героиня, сидя в полутёмной комнате, срывает с себя бинты и в зеркале видит чужое лицо — обезображенное, но «улучшенное».

Бьютификация как пытка
Это не трэш, не тупой слэшер и даже не боди-хоррор ради боди-хоррора. Это — сказка, рассказанная с яростью, стилем и режиссёрским азартом. Это «Золушка», в которой добрая фея — пластический хирург с манией величия, а туфельки из стекла заменены на ампутированные пальцы ног, чтобы влезть в «идеальную» обувь.
Красота здесь — не украшение, а проклятие. Главная героиня страдает, чтобы соответствовать, чтобы быть принятым товаром на витрине. Всё это — под изысканную музыку и обольстительный свет, как будто София Коппола решила переснять Кроненберга.

Гениталии, от которых не отвернёшься
Да, это не образное выражение. В какой-то момент фильм заставляет зрителя смотреть крупным планом на то, от чего многие отворачиваются. Неидеальные, грубые, телесные половые органы становятся частью спектакля. Никакой ретуши. Никаких «интимных двойников». Только ты, камера и плоть, такая, как есть.
И всё это — с иронией, даже с юмором. «Гадкая сестра» не смакует страдания, но и не отводит глаз. Это фильм, который говорит: вот так ты выглядишь в чужих ожиданиях. Неудобно? Отвратительно? Страшно? Добро пожаловать в реальность.

Принц на одну ночь
Принц в этом фильме — не герой, не спаситель. Он — эстет, фетишист и продукт той же системы. Бал в его замке — выставка, где девушки демонстрируются, как породистые собаки, с блестящими зубами, натянутыми лицами и искалеченными ногами. А мама героини — та, кто в этом участвует с удовольствием, предлагая дочь как товар.
Но настоящая сказка заканчивается тогда, когда героиня начинает понимать, во что её превращают. И тогда в финале фильм срывается в ещё большую жесть, где изо рта Эльвиры вылезает что-то мокрое, извивающееся и живое.

Кому смотреть?
- Тем, кто считает, что «Субстанция» — это пик феминистского телесного ужаса.
- Тем, кто хочет увидеть, как классическая сказка выворачивается наизнанку, обнажая кишки культуры.
- Тем, кто любит, когда кино не отворачивается, а вставляет тебе палец в рану и нажимает.
«Гадкая сестра» — это не фильм, а заявление: смотри, как тебя учат быть красивой. Это мерзко. Это смешно. Это невероятно талантливо сделано. И, главное — от этого невозможно оторваться.
Ранее мы также писали: Уже сходили на «Гадкую сестру»? Вот еще 3 фильма, где герои меняют себя из-за общества