Все рейтинги фильмов
Дюнкерк
Дюнкерк США / Великобритания / Франция, драма, военный, исторический
  Билеты
Планета обезьян: Война
Планета обезьян: Война США, драма, фантастика, боевик
  Билеты
Матрица времени
Матрица времени США, драма, детектив
  Билеты
Москва
Санкт-Петербург
Получай на E-mail
афишу выходного дня
Наши группы
Вконтакте
Facebook
Приложения
3 комментария

Рецензия на фильм Дуэлянт

На линии выстрела

Лет пять назад немецкий барон Старое был нищ, как портовая крыса. Сегодня, в 1860-м, барон успешен, толст и богат. Впрочем, секрет успеха он особо не афиширует – род занятий г-на Старое, мягко говоря, незаконен.

Барон зарабатывает на дуэлях. Нет-нет, он никогда не лезет под пули сам – да и зачем?! Он ищет тех, кто готов стреляться за деньги, и тех, кто готов им за это платить. А платить желающих много. Ведь дуэли в Санкт-Петербурге – обычное дело. И если дворянина вызвал другой дворянин – отказаться уже нельзя. Зато можно прислать вместо себя замену…

Петр Федоров. Кадр из фильма «Дуэлянт»

И отставной капитан Яковлев (Петр Федоров) как раз из тех, кто выходит стреляться за кого-то другого. И всегда остается жив. На нём, кстати, барон Старое сколотил неплохой капиталец: Яковлев меткий стрелок – шансов выжить у его соперников нет. Но последнее время с ним явно творится что-то не то. И все чаще в его разговорах с бароном всплывает имя графа Беклемишева (Владимир Машков) – знатного красавца, по слухам, давно разоренного и живущего исключительно за счет женщин. О нем известно, что он знаком с Великой Княгиней (Франциска Петри) и посматривает на княжну Марфу Тучкову (Юлия Хлынина), но ее брат-опекун (Павел Табаков) был бы против их брака. Впрочем, какое дело бретеру Яковлеву до столь важного господина? Или тому до него? Тем не менее, эти двое каким-то образом связаны….

Владимир Машков. Кадр из фильма «Дуэлянт»

«Мы не стремились к исторической достоверности», - сказал на пресс-конференции режиссер фильма Алексей Мизгирев, и думаю, что эту фразу можно считать ключевой. Исторического в «Дуэлянте» действительно не так много, как может показаться на первый взгляд. Начать с «Дуэльного кодекса Российской Империи», который так убедительно цитируется в самом начале. Ничего похожего на такой будто бы официальный документ в нашей стране никогда не было и быть не могло. Был «Дуэльный кодекс» В. Дурасова – рекомендательный свод правил, опубликованный частным лицом и никакого отношения к официальной документации не имеющий. Более того – даже этот «Кодекс» появился только в 1912-м году. А в фильме речь о 1860-м.

 Кадр из фильма «Дуэлянт»

Но и по «Дуэльному кодексу» В. Дурасова в фильме Мизгирева всё не слава богу. Важной составляющей сюжета является будто бы имеющаяся у дворянина возможность не выходить на дуэль самому, а послать вместо себя кого-то другого – возможность замены. Без этой «мелочи» «Дуэлянта» попросту нет – иначе капитану Яковлеву было бы нечего делать. На самом деле все не так просто. Во-первых, выходить на замену могли только ближайшие родственники, и то при учете степени родства (например, брат двоюродный не мог заменить дворянина, если у того имелся брат родной). Во-вторых, такие «подмены» возможны только в крайних случаях: если оскорбленный или обидчик является инвалидом, женщиной, несовершеннолетним или стариком. Все, других вариантов нет. По негласному кодексу чести дворянин обязан был драться САМ. В фильме же на такую «ерунду» внимания никто и не обращает.

Петр Федоров и Владимир Машков. Кадр из фильма «Дуэлянт»
Петр Федоров и Владимир Машков. Кадр из фильма «Дуэлянт»

Правда, и на этом «внеисторичность» «Дуэлянта» не заканчивается. Вот граф Беклемишев сел спиной (!) к Великой Княгине: грубейшее нарушение этикета по отношению к любой даме, а уж к особе из царской семьи – тем более. Есть вопросы и по поводу костюмов, впрочем, художники сами признаются, что ориентировались не на конкретный период, а на весь 19-ый век в целом: что-то брали из начала, что-то из конца. Приблизительно по такому же принципу воссоздан на экране и Санкт-Петербург: географическая точность не соблюдалась – например, Исаакиевский собор прорисован компьютерщиками совсем не в том месте, где ему положено быть.

Кадр из фильма «Дуэлянт»

Тем не менее, подобная «вольность» в обращении с конкретными фактами в данном случае ровно ни о чем не говорит. Перед нами не историческая реконструкция чего бы то ни было, а субъективный взгляд большого художника на Северную столицу и ее обитателей. Режиссер задает свои собственные правила игры – этот прием Алексей Мизгирев принес с собой в мейнстрим из авторского кино, откуда он «родом». В 2009-м вышел его фильм «Бубен, барабан», получивший несколько крупных призов (например, на кинофестивале в Локарно, приз от Гильдии кинокритиков и киноведов «Белый слон» и т.д.). И в нем тоже было мало общего с реальными буднями работницы библиотеки – но будь фильм слепком с действительности, он бы очень многое потерял. Ведь погоня за реальностью интересна далеко не всегда. Авторское восприятие иногда завораживает гораздо сильнее.

Петр Федоров. Кадр из фильма «Дуэлянт»
Петр Федоров. Кадр из фильма «Дуэлянт»

То же происходит и с «Дуэлянтом». Фильм возник на стыке мейнстрима и артхауса (последнего, конечно, гораздо меньше, однако «наследие» «Бубна, барабана», а так же другого фильма Мизгирева – «Конвой» – ощущается очень сильно: оно прослеживается как на сюжетном уровне, так и на уровне визуальном, например, в композиции, в движении камеры, во внутрикадровом движении и т.д.). Кому-то он может показаться чересчур мрачным, перегруженным минорными интонациями, а кому-то и просто неправдоподобным. Но интерес к человеческим эмоциям в их максимальном проявлении, трагичность мироощущения – особенность режиссерской индивидуальности Алексея Мизгирева, часть его творческого почерка. И это гораздо интереснее, чем квасной патриотизм большинства многомиллионных русских «блокбастеров».

Кадр из фильма «Дуэлянт»
Кадр из фильма «Дуэлянт»

И еще. Не заметить этого нельзя, не сказать тоже. Визуально фильм безупречен. Со своей особой эстетикой, стилистикой и очень мощной операторской работой: с выстроенными до миллиметра композициями, с игрой теней и т.д. – возможно, на сегодняшний день это лучшая картина в фильмографии Максима Осадчего. И в фильмографии Алексея Мизгирева тоже. Да и среди российских опытов в категории «многобюджетное кино» «Дуэлянт» - одна из самых удачных попыток. Так что если будет такая возможность – не пропустите.

Вера Алёнушкина

В российском прокате с 29 сентября 2016

Расписание и покупка билетов на фильм «Дуэлянт»

Рецензия к фильму Дуэлянт на портале Киноафиша - это возможность ознакомиться с мнением о фильме из авторитетного источника. Для всех рецензий в разделе доступно комментирование и Вы можете оставить своё мнение о рецензии и задать интересующие Вас вопросы.

Комментарии к рецензии

Большей бредятины мне видеть не доводилось, и надеюсь впредь не придется. Идиотское все, начиная от сценария, игры актеров, не исключая Машкова.. Сейчас пытаюсь выделить какие то особенно дурацкие моменты и пониманию, что без содрогания не могу даже в воспоминаниях вернуться к этому фильму.

мне понравился

Очень кровожадный и антироссийский фильм

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта

Или войдите по логину Киноафиши

Новости кино в твоей ленте

Новости кино на странице Facebook

а еще, обзоры новинок, анонсы премьер и конкурсы!

Вступить
Мы в соц.сетях

Кадры кино в твоей ленте

Новости и лучшие кадры в Instargam

а еще, обзоры новинок, анонсы премьер и конкурсы!

Подписаться
Мы в соц.сетях
Как это работает
Вы добавляйте в избранное
фильмы, кинотеатры и персоны
Мы показываем удобное расписание
в разделе "Избранное"
И напоминаем о премьерах
трейлерах, выходе на экраны и начале продаж билетов, чтобы вы не пропустили лучшие места
Войти как пользователь Авторизация по E-mail
ВКонтакте Facebook Одноклассники
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
Нашли неточность?
Написать письмо
Имя
E-mail
Текст
 
 
Отправляя данные,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
Авторизация
После регистрации: Доступ к билетам Личная коллекция любимых фильмов и кинотеатров Оценки и комментарии Многое другое

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта

Или по логину киноафиши

Нет логина? Зарегистрируйтесь
Регистрация
E-mail
Пароль
 
 
Регистрируясь,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Вспомнили логин? Войдите

Подписка на рассылку
E-mail
 
 
Подписываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Зарегистрированы? Войдите

Сброс пароля Укажите E-mail использованый при регистрации и мы отправим на него письмо со ссылкой для сброса пароля
E-mail