Оповещения от киноафиши
Скоро в прокате "Текст" 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Включить Позже
Рецензии

«Балканский рубеж»: Рецензия Киноафиши

«Балканский рубеж»: Рецензия Киноафиши

Мария Кувшинова об одном из самых спорных фильмов весны.

  Поделиться

Американская цивилизация в ходе своей эволюции, черпая вдохновение в комиксах и литературе, породила некоторое количество кинематографических вселенных — вселенную Marvel, вселенную DC, вселенную «Сумерек» или «Властелина колец»; иногда эти миры абсурдным образом смешиваются, как было это в недавнем «Лего 2», где Гендальф соседствовал с Суперменом. Вселенные удобны с точки зрения маркетинга, продажи сопутствующих товаров, они работают на эффект узнавания, эксплуатируют желание зрителя побыть с героями подольше, узнать их получше. Обжитые вселенные, вроде марвеловской, сегодня помогают американской (и шире — западной) цивилизации продвигать на глобальном рынке свою идеологическую повестку: что женщина — такой же человек, как и мужчина (это относится и к чернокожим, и к гомосексуалам, и к другим категориям граждан); что у ваших врагов есть своя точка зрения, не стоит их демонизировать, можно просто попытаться услышать («Лего 2» и «Капитан Марвел» используют один и тот же ход: резкий поворот сюжета в середине фильма — и вот, скруллы или персонажи из девчачьего набора конструктора оказываются не злодеями, а просто другими существами с другой логикой); что мир уже дошёл до той фазы развития, в которой признаётся ценность каждой отдельной жизни, универсальные права человека без родо-племенного разделения на «своих» и «чужих». Обретение Голливудом этой повестки — последствие двух сроков Барака Обамы и политической реакции эпохи Трампа — дало мощный импульс всей индустрии: наличие внятной миссии всегда вдохновляет больше, чем простая погоня за прибылью.

При всей нашей запойной самоизоляции, мы не можем избежать влияния глобальных трендов. Министерство культуры РФ, Российское военно-историческое общество и прочие организации, идеологи которых косплеят не Анакина или Человека-паука, а сталинских наркомов или дореволюционных офицеров, вольно или невольно действуют тем же манером, что и Голливуд: создают в кинематографе собственную вселенную — свою Ваканду, в которой русские никонец могут показать кузькину мать всем многочисленным обидчикам (в реальной жизни попыткой построить русскую Ваканду силами косплейщиков-реконструкторов стали ЛНР и ДНР). Кто бы ни был основным инвестором проектов, когда бы ни происходило действие, у этих фильмов всегда есть несколько общих черт: спортивно-милитаристская атмосфера; преимущественно мужской актёрский состав, в котором находится место представителям разных народов небесного СССР; термоядерная цветокоррекция; дихотомия добра и зла без полутонов, где «свой» является синонимом «добра»; склонность к детализированному изображению зверств, чинимых обидчиками.

«Балканский рубеж»

Собирательный образ русского супергероя сегодня — это очень чумазый, очень уставший, без конца балагурящий и убивающий врагов с перекошенным фейсом мужчина средних лет, для которого удержание безымянной высоты или заброшенный в корзину соперника баскетбольный мяч становится доказательством превосходства русской цивилизации над всеми остальными (и да — в пространстве глобального кинематографа русская цивилизация действительно культурно противостоит западной, последовательно переводящей фокус внимания с белого гетеросекуального мужчину на всех остальных людей).

«Балканский рубеж» Андрея Волгина — интересный спин-офф в истории развития этой вселенной. Он затрагивает чувствительную для русских патриотов тему войны в Югославии, когда силы НАТО (читай, американцы) нанесли военный удар по Сербии, то есть непосредственно «по нам», по воображаемой славянской сборной. Один из персонажей фильма цитирует приятеля-серба: «С русскими нас 200 миллионов» (арифметика никак не подгоняется, если в «русских» не записать граждан Беларуси и Украины, у которых, возможно, есть своё мнение на этот счет, но это неточно).

В основе сценария «Балканского рубежа» лежит реальный эпизод той войны: санкционированному Министерством обороны марш-броску российского батальона ВДВ, входящего в состав миротворческих сил, в сторону Приштины с целью обозначить своё присутствие в мировой политике и «чтобы с нами считались» предшествовала длинная ночь, в течение которой аэропорт «Слатина» удерживала группа неофициально приглашенных спецназовцев под руководством Юнус-Бека Евкурова. В фильме отряд весь первый час собирается из нескольких поражённых в правах отставников и двух примкнувших к ним югославских полицейских, этнического серба и этнического албанца. Если в картине «Движение вверх» персонажи разных национальностей держала вместе принадлежность к общности — к Советскому Союзу, то для героев из 1999 года приходится прямо в воздухе изобретать новый объединяющий конструкт: ингуш, татарин, узбечка, албанец и серб — все они, даже совершающие намаз, теперь «русские», то ли потому что приняли сторону добра, то ли потому, что русский, что бы ни утверждали авторы уже несуществующего «Спутника и погрома», не национальность, а состояние души.

«Балканский рубеж»

Как и в случае с Marvel, радость от встречи с любимыми героями и удобными формулировками позволяет игнорировать качество самого фильма — подобное кино снимается не для критического разбора, а ради удовольствия пребывания внутри этих вселенных.

Участие сил НАТО в демонтаже Югославии разрушило перестроечное восхищение россиян Америкой, именно там во многом находятся истоки сегодняшнего антиамериканизма, но кинематографическое воспоминание о той войне неуловимо напоминает войну иную — вытесненный из сознания российского общества, никак не отрефлексированный вне пропагандистского нарратива конфликт на востоке Украины, в котором ключевым эпизодом также стала битва за аэропорт. «Балканский рубеж» как бы намекает: и тогда, и теперь одними и теми же методами (преимущественно при помощи намеренного унижения) ведётся борьба против «русского мира», на защиту которого должны встать суровые «отпускники» с забавными прозвищами и как минимум одной характерной чертой (первый никак не может покурить, второй напевает песни «Наутилуса» и ДДТ, третья — мужественный снайпер, но любящая мать).

Все они потеряют здоровье или погибнут, у России закончатся «стратегические интересы» и деньги, войска выведут, как вывели их из Афганистана и Восточной Европы, и всё повторится снова: электрические сны о русской Ваканде, на территории которой всем обидчикам показана кузькина мать — и новые попытки построить ее в реальной жизни.

Подробности
Комментарии к рецензии

Мария кувшинова очередная либерастка,брызжет ядом в своей сраной рецензии

JaD

Спасибо за рецензию! Больно видеть, какой дискурс сейчас разворачивается вокруг критики этого фильма. Ещё страшнее от того, куда этот дискурс выводить некоторых людей (см. комментарий выше). Пишите ещё.

Рецензия обо всем и ни о чем.... В попытке блеснуть своей псевдо-эрудированностью автор рецензии пытается сфокусировать внимание не на конкретном эпизоде о котором и расказывает фильм, и даже не о ситуации на Балканах в то время, а отсылает нас к событиям происходившим совершенно недавно. Автор каким то для моего скромного понимания удивительнейшим образом умудряется втулить в свою рецензию ЛНР и ДНР..... сравнивая ситуации в Слатине и Донецке. После этого хочется спросить автора сего пасквиля.... - у вас что, пригорело ?
Вывод из всего вышеописанного можно сделать только один, сей якобы цензор - необъективен!!! Оценивая не сам фильм, а ту позицию которую этот фильм несет... автор просто не желает взглянуть в глаза суровой правды даже когда игнорировать ее уже просто невозможно. Все это выдает в нем ярого критика не фильма в целом, а той "ненавистной и опостылевшей" ему власти с которой он пытается бороться таким вот банальнейшим образом.

Благодаря такой говно рецензии решил все-таки сходить - составить собственное мнение. Не пожалел, два с половиной часа просто пролетели. Фильм реально захватывает, сюжет, динамика, историческая подложка, эффектность действа. Слащавого ура-патриотизма не заметил, героика есть - спасибо голливуду, отрицать не буду, он нас приучил. Вышел вдохновленный, все-таки не смотря на всю мерзость девяностых, этот эпизод с аэропортом многие вспоминают с удовлетворением и гордостью.
Кто с детьми, то думаю 12+, крови много, есть сцены с насилием, но без кровавых подробностей. Тема сексуальных отношений не раскрыта вообще, так что с этой точки зрения детей можно брать с собой смело.
Приятного просмотра.

Прочел рецензию и как-будто в дерьмо окунулся....автору просто не понять- как вот так вот люди готовы отдать свою жизнь за идею.
Рецензия же суть 'ниочем' тупо изложена либерасткая (не путать с либеральной) думка самого рецензента.

в ответ на сообщение JaD от 23 марта 2019 12:01

По реакции некоторых людей на мой комментарий приятно осозновать ГДЕ они были до данного дискурса,-пусть там сидят и боятся дальше

Мда рецензию прочел.одна ненависть.а фильм хороший стоит сходить

Ощущение, что авторка страдает в каждом абзаце. Фильм годный, смотреть смело.

Хороший добротный фильм, поставленный в лучших традициях американских боевиков.Реценция ни о чем- компот из несовместимых понятий, мутных рассуждений, притянутых фактов и претензией на заумность.это не элитарное кино и такие фильмы не делаются для подобных разборов. Если с чем то не согласны, то это не к авторам фильма.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта

Или войдите по логину Киноафиши

Мы в соц.сетях
Как это работает
Вы добавляйте в избранное
фильмы, кинотеатры и персоны
Мы показываем удобное расписание
в разделе "Избранное"
И напоминаем о премьерах
трейлерах, выходе на экраны и начале продаж билетов, чтобы вы не пропустили лучшие места
Войти как пользователь Авторизация по E-mail
ВКонтакте Facebook Одноклассники
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
Нашли неточность?
Написать письмо
Имя
E-mail
Текст
 
 
Отправляя данные,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
Куда сходить после кино?
Авторизация
После регистрации: Доступ к билетам Личная коллекция любимых фильмов и кинотеатров Оценки и комментарии Многое другое

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта

Или по логину киноафиши

Нет логина? Зарегистрируйтесь
Регистрация
E-mail
Пароль
 
 
Регистрируясь,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Вспомнили логин? Войдите

Подписка на рассылку
E-mail
 
 
Подписываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Зарегистрированы? Войдите

Сброс пароля Укажите E-mail использованый при регистрации и мы отправим на него письмо со ссылкой для сброса пароля
E-mail