Наше расширение для браузера
Суперсемейка 2
Суперсемейка 2 США, анимация, детский
  Билеты
8 подруг Оушена
8 подруг Оушена США, криминал
  Билеты
Ночная смена
Ночная смена Россия, комедия
  Билеты
0 комментариев

Рецензия на фильм Свидетели

Жизнь прожить, как пару туфель истоптать

Удивительный страх - критически писать о фильмах на болезненные темы Второй мировой войны и Холокоста. Кажется, сейчас, в век так легко оскорбляемых чувств, нужно закрывать глаза на все недостатки. Ведь главное в таких картинах - предмет исследования и память людей, переживших это. Причём я сейчас не говорю о критике разгромной. Просто не возносить до небес работу, которая на деле является лишь «нормальной» по десятибалльной шкале. И попытаться понять, насколько страшно было и самим режиссёрам прикасаться к такому хрупкому предмету, исследование и боль которого не прекращаются вот уже 73 года.

Кадр из фильма «Свидетели»
Кадр из фильма «Свидетели»

Альманах «Свидетели» создавался несколько лет, собирался из трёх короткометражных картин, каждая их которых представлялась большой премьерой. Они и сейчас могу существовать самостоятельно, но соединившись в единое полотно, превращаются в настоящий фильм-квест. Здесь сплетаются судьбы нескольких человек: помощницы известного дирижёра и самого маэстро, его любовницы и её собаки, детей дирижёра и скрипичного мастера, его сына и подмастерья. Это лишь в тексте кажется, что персонажей слишком много для трёх короткометражных лент. На деле это ровно то число человек, которого хватит, чтобы зрители прониклись их историями, как историями своей семьи. И как в любой большой семье, в этой тоже не обошлось без внутренних конфликтов.

Кадр из фильма «Свидетели»
Кадр из фильма «Свидетели»

Пожалуй, самой высокохудожественной частью стоит назвать первый фильм, «Туфельки». Это подлинный авторский киноэксперимент, когда тема лишь помогает его проводить и добавляет «игре в кино» драматизма. История жизни девушки, которая начинается с пары новых красных туфель и заканчивается за стеклом в музее «Аушвиц». В кадре нет ничего, кроме ног. Бегущих и ждущих, счастливых и отчаявшихся, танцующих и переминающихся, полных жизни и… Удивительно, как много могут рассказать о жизни человека его ноги, по каким путям его провести. Игра всех этих ног настолько полноценна, что, кажется, мы легко можем представить лица этих людей. Непривычную драматургию даже оценили американские киноакадемики: «Туфельки» вошли в лонг-лист «Оскара» 2013 года.

Кадр из фильма «Свидетели»
Кадр из фильма «Свидетели»

Остальные две новеллы таким высоким качеством игры и драматургии, к сожалению, не отличились. Стоит только истории начать открывать лица, они превращаются в театрализованное действо, но никак не в фильм. «Брут» гарантированно трогает просто потому, что немецкая овчарка, которая является рассказчиком этой истории, живее и человечнее всех актёров в кадре. Но если вам повезло видеть мультфильм Светланы Филипповой «Брут», даже этот реальный пёс проиграет тому, анимационному. На статичных планах кажется, что выбор на роль нацистского офицера Филиппа Янковского безошибочный. Но стоит ему начать двигаться и особенно говорить, становится очевидно: эта форма на нём сидит плохо. А героиню Оксаны Фандеры погубил монтаж, слишком стереотипный, навязывающий зрителям сочувствие.

Кадр из фильма «Свидетели»
Кадр из фильма «Свидетели»

«Скрипка» продолжает эту традицию театрального монолога, и уже в наши дни сталкивает потомков героев, с которыми мы так или иначе познакомились в предыдущих новеллах. Эта часть, по сути, транслирует ключевую идею всего фильма: каждый должен знать свою историю. Особенно, если она полна трагедий или грехов. Размашистыми жестами, чтобы было видно на последнем ряду, громкими монологами, чтобы было слышно на галёрке, актёры разыгрывают экране третий акт. Странно слушать заготовленные и заученные тексты, как из учебника, которые героиня якобы в живой беседе рассказывает русскому музыканту. У «Скрипки» есть два бесспорных плюса. Она хоть и вскользь, но рассказывает не самый известный факт об участии Америки в Холокосте. И действительно хитро закручивает сюжет, приведя зрителей в финале с противоречивым выводам и чувствам. Впрочем, к моменту, когда откроется шокирующая правда, по задумке создателей, мы все должны уже ослепнуть от слёз. Чему немало способствует музыка.

Кадр из фильма «Свидетели»
Кадр из фильма «Свидетели»

«Свидетелей» не получается назвать хорошим кино именно потому, что манипуляция человеческими переживаниями тут налицо. Как и мифологизация Холокоста. По мнению создателей, о нём как будто нельзя говорить человеческим языком. Надо обязательно превратить в классический устаревший и провинциальный театр. Надо, чтобы зрители рыдали, а не сидели в оцепенении, как это происходит, например, при просмотре документальной ленты «Наступит ночь» или легендарного «Мальчика в полосатой пижаме». Но разве мы помним истории наших бабушек и дедушек о войне не потому, что они были рассказаны, как страшные сказки на ночь? А учебники улетучиваются из головы, стоит только окончить школу. Или, как со «Свидетелями», выйти из кинотеатра.

 

Вероника Скурихина

В российском прокате с 5 июля 2018 г

Расписание и покупка билетов на фильм «Свидетели»

Рекомендуем: смотреть одному, смотреть со второй половинкой, смотреть с друзьями

Рецензия к фильму Свидетели на портале Киноафиша - это возможность ознакомиться с мнением о фильме из авторитетного источника. Для всех рецензий в разделе доступно комментирование и Вы можете оставить своё мнение о рецензии и задать интересующие Вас вопросы.

Ваш комментарий будет первым
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта

Или войдите по логину Киноафиши

Новости кино в твоей ленте

Новости кино в группе ВКонтакте

а еще, обзоры новинок, анонсы премьер и конкурсы!

Вступить
Мы в соц.сетях
Как это работает
Вы добавляйте в избранное
фильмы, кинотеатры и персоны
Мы показываем удобное расписание
в разделе "Избранное"
И напоминаем о премьерах
трейлерах, выходе на экраны и начале продаж билетов, чтобы вы не пропустили лучшие места
Войти как пользователь Авторизация по E-mail
ВКонтакте Facebook Одноклассники
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
Нашли неточность?
Написать письмо
Имя
E-mail
Текст
 
 
Отправляя данные,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
Куда сходить после кино?
Авторизация
После регистрации: Доступ к билетам Личная коллекция любимых фильмов и кинотеатров Оценки и комментарии Многое другое

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта

Или по логину киноафиши

Нет логина? Зарегистрируйтесь
Регистрация
E-mail
Пароль
 
 
Регистрируясь,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Вспомнили логин? Войдите

Подписка на рассылку
E-mail
 
 
Подписываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Зарегистрированы? Войдите

Сброс пароля Укажите E-mail использованый при регистрации и мы отправим на него письмо со ссылкой для сброса пароля
E-mail