Оповещения от киноафиши
Скоро в прокате "Жена" 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Включить Позже
Наше расширение для браузера
Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда
Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда США, фэнтези
  Билеты
Богемская рапсодия
Богемская рапсодия США / Великобритания, драма, биография, музыкальный
  Билеты
Ральф против интернета
Ральф против интернета США, анимация, комедия, фантастика, приключения, семейный
  Билеты

Рецензии на новинки кино от Киноафиши

10 комментариев

Рецензия на фильм Собибор

Не останавливайся – беги!

За попытку побега фашисты расстреливали каждого десятого заключенного. Тем не менее, из концлагерей всё равно пытались бежать. Так было и в Минском лагере смерти, правда, зачинщик побега – Александр Печерский – каким-то чудом остался в живых. Потом, вместе с другими выжившими, его перевели в Собибор – польский концлагерь, где за полтора года в газовые камеры загнали почти 250 тысяч евреев. Их убивали почти сразу – в первый же день. Но так нацистам нужны были рабочие руки (избавляться от трупов, сортировать одежду и вещи), то некоторых оставляли. И среди этих выживших сформировалось подполье – люди хотели не просто сбежать, а устроить в лагере бунт. Поэтому Печерский – лейтенант Красной Армии – стал частью подпольной группы. А через пару недель – ее лидером.

Кадр из фильма «Собибор»
Кадр из фильма «Собибор»

Собибор – один из самых страшных, самых жутких кошмаров в истории Второй Мировой. Сюда привозили евреев со всей Польши (а также из Европы и СССР). Он известен и как единственный концлагерь, из которого смертникам удалось сбежать, но… Но что значит словосочетание «удачный побег»? Из 550-ти человек 80 были убиты во время бунта. Оставшихся в Собиборе (отказавшихся бежать) немцы расстреляли на следующий день – всех. Их было 130. Еще 170 нацисты поймали в течение двух недель. 90 человек местные жители выдали сами. Таким образом, к освобождению Польши в живых осталось чуть больше 50-ти (по одной информации – 53, по другой – 47). То есть примерно каждый десятый. Или даже каждый одиннадцатый…

Кадр из фильма «Собибор»
Кадр из фильма «Собибор»

Кстати, фашисты много сделали для того, чтобы о Собиборе узнало как можно меньше людей. Почти сразу после побега лагерь сравняли с землей, а бумаги сожгли (именно поэтому документальных сведений о концлагере почти не осталось). Тем не менее, такой ад не скрыть – и сегодня о Собиборе знает каждый, кто хоть немного интересовался событиями Второй Мировой. Снималось на эту тему и кино, причем, как минимум, дважды: в 2001-м вышел документально-исторический проект Клода Ланцмана, а в 1987-м – «Побег из Собибора» Джека Голда, получивший, кстати, два «Золотых Глобуса» (и Печерского в нем играл Рутгер Хауэр).

Кадр из фильма «Собибор»
Кадр из фильма «Собибор»

Что же касается режиссерского дебюта Константина Хабенского, то он появился как нельзя вовремя. И вот почему. На пресс-конференции Константина Юрьевича спросили, для чего и зачем он снял «злое кино». Мол, нет в нем духоподъемости и бьющего через край оптимизма. А, как мне кажется, такой вопрос не случаен. Просто мы уже все привыкли к фильмам, в которых война – лайтовое приключение для приключение для подростков, подобие компьютерной стрелялки. И где враг туп и беспомощен, а наши доблестные герои выходят против десятка танков с одной единственной гранатой в руке. Другими словами, мы ждем от военных картин не только пресловутой духоподъемности, но и развлечения, драйва, экшена.

Кадр из фильма «Собибор»
Кадр из фильма «Собибор»

В «Собиборе» ничего подобного нет. Во-первых, потому что война реальная– это, простите, не комикс. Это унижение и насилие, а также грязь, смерть и ломка человеческой психики. И в этом смысле фильм Хабенского ближе к действительности, чем многие сегодняшние киноподелки. Эсэсовцы в концлагерях действительно делали, что хотели – какая уж тут духоподъемность, откуда? Человек превращался в ничто, в пыль – а выйти из «состояния пыли» можно было лишь через кровь: как свою, так и чужую. Насилие же порождает только насилие – этого, кстати, большинство подобных проектов стараются не замечать. «Собибор» – исключение: один из его героев (подросток, выживший при побеге), теперь будет убивать всю свою жизнь – искать фашистов, избежавших суда.

Кадр из фильма «Собибор»
Кадр из фильма «Собибор»

На мой взгляд, это очень правильный подход, очень верный. В «Собиборе» нет романтизации подвига, нет ура-патриотизма, нет даже «духовных скреп» (чего можно было бы ждать от проекта, который курировал лично министр культуры Владимир Мединский). Тем не менее, назвать фильм безупречным тоже не получается: в нем много сценарных огрех (не сразу понимаешь, откуда взялись те или иные герои, чего они хотят, откуда знают друг друга и т.д.), есть вопросы к актерам и к кастингу (в частности, к Марии Кожевниковой, которая сделала всё возможное, чтобы вытянуть чужую для себя роль, но вышло не слишком убедительно).

Кадр из фильма «Собибор»
Кадр из фильма «Собибор»

Не очень ясно, и зачем надо было сталкивать лбами христианство и иудаизм: один из нацистов по пьяни «крестит» евреев. Плюс в фильме не так много авторского – для меня это претензия основная. Потому что сравнивать «Собибор» с «Раем» Андрея Кончаловского, например – дело бессмысленное, «Собибор» слишком традиционен. Да, в нем есть очень мощная сцена фашистской вечеринки, но сказать, что картина – новое слово в ряду картин о холокосте (как в визуальном плане, так и в фактологическом) – такого не скажешь. Но (еще раз повторюсь), честных фильмов о войне у нас с каждым годом все меньше. Поэтому тема в данном случае всё искупает. А уж подход к этой теме – тем более.

 

Вера Алёнушкина

 

В российском прокате с 3 мая 2018

Расписание и покупка билетов на фильм «Собибор»

 

Рекомендуем: смотреть одному, смотреть со второй половинкой, смотреть с друзьями

Рецензия к фильму Собибор на портале Киноафиша - это возможность ознакомиться с мнением о фильме из авторитетного источника. Для всех рецензий в разделе доступно комментирование и Вы можете оставить своё мнение о рецензии и задать интересующие Вас вопросы.

Комментарии к рецензии

"Война реальная– это, простите, не комикс" - надо бы знать матчасть, перед тем, как писать это в рецензии. Ну и редактор должен вычитывать рецензию на предмет ошибок и опечаток.

в ответ на сообщение Алексей Соловьёв от 2 мая 2018 16:04

Алексей, а в чем проблема, простите?)

в ответ на сообщение Алёнушкина Вера от 2 мая 2018 18:58

Проблема в том, что фильм 1987 г. это далеко не комикс и не поделка, Это был очень хороший фильм в котором создателям в принципе можно простить все, включая нордического голубоглазого блондина еврея. В том фильме было прекрасно все и как-то низко умалять его достоинства перед пусть даже чем-то большим и возможно лучшим.

в ответ на сообщение Alexandr Nemykin от 3 мая 2018 16:13

Алексей, простите, да никто ничего плохого про фильм 1987-го года и не говорил. С чего Вы взяли?) Речь о том, что в сегодняшних (!) военных фильмах война превращается в разудалое приключение, в стрелялку для подростков. Такие фильмы по своей структуре и по подаче материала как раз и напоминают комиксы (например, фильм ТАНКИ, который вышел неделю назад). И к этим "комиксам про войну" мы привыкли и привыкаем всё больше. "Собибор" - шаг в сторону от этого тренда, и это ему в плюс. Вот, собственно, и всё. А "Побег из Собибора" 1987-го - хорошее кино, я не спорю)))

в ответ на сообщение Алёнушкина Вера от 3 мая 2018 18:21

Фильм "Танки" вообще к военным фильмам относить не нужно:) Это из той же серии, что и "Бесславные ублюдки"

Очень понравился фильм! Эмоции переполняли.

Не знаю как перетекло из не может быть в я с вами ...

в ответ на сообщение Alexandr Nemykin от 3 мая 2018 16:13

Это верно.Старый фильм смотрели на одном дыхании.И все понятно.Новый фильм еще не смотрели,потом можно сравнить.Я не поняла по поводу комикса?

в ответ на сообщение Olga Egorova от 7 мая 2018 14:39

Вера имела ввиду, что многие современные фильмы сглаживают ужасы войны, превращая ее в подобие комикса. Собибор так не делает.

Если коротко - спасибо Константину Хабенскому!!!

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта

Или войдите по логину Киноафиши

Новости кино в Telegram

Новости кино в канале Телеграм

а еще, обзоры новинок, анонсы премьер и конкурсы!

Подписаться
Как это работает
Вы добавляйте в избранное
фильмы, кинотеатры и персоны
Мы показываем удобное расписание
в разделе "Избранное"
И напоминаем о премьерах
трейлерах, выходе на экраны и начале продаж билетов, чтобы вы не пропустили лучшие места
Войти как пользователь Авторизация по E-mail
ВКонтакте Facebook Одноклассники
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
Нашли неточность?
Написать письмо
Имя
E-mail
Текст
 
 
Отправляя данные,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
Куда сходить после кино?
Авторизация
После регистрации: Доступ к билетам Личная коллекция любимых фильмов и кинотеатров Оценки и комментарии Многое другое

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта

Или по логину киноафиши

Нет логина? Зарегистрируйтесь
Регистрация
E-mail
Пароль
 
 
Регистрируясь,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Вспомнили логин? Войдите

Подписка на рассылку
E-mail
 
 
Подписываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Зарегистрированы? Войдите

Сброс пароля Укажите E-mail использованый при регистрации и мы отправим на него письмо со ссылкой для сброса пароля
E-mail