Оповещения от киноафиши
Скоро в прокате "Курьер" 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Включить Позже
Рецензии

«Стиляги»: Рецензия Киноафиши

«Стиляги»: Рецензия Киноафиши
  Поделиться

«Стиляги» – вещь явно революционная для новейшего российского кинематографа. Решив рассказать историю о юных московских «низкопоклонниках перед Западом» образца 1955 года, Валерий Тодоровский вполне органично перенес на отечественную почву все каноны и приемы классического голливудского мюзикла. Так что, естественно, 55-й год у Тодоровского – это очень условный 55-й год, схематичный набросок, на фоне которого развивается свое, личное, сугубо авторское празднество. Если, скажем, Алексей Федорченко в «Первых на Луне» ради реконструкции вымышленного сюжета воссоздает на экране с фанатической и фантастической скрупулезностью бытовые, социальные, психологические реалии нужного ему отрезка советской истории, то Валерий Тодоровский широкими, щедрыми, красочными мазками рисует карнавал. Недаром поэтому в «Стилягах», чье действие происходит (как бы) в 1955 году, звучат «Восьмиклассница» Виктора Цоя, чайфовская «Пусть все будет так, как ты захочешь» и еще много такого, что появилось лишь спустя десятилетия после «стиляжьих» приключений, а в финале (где авторская концепция сгущена уже до прямого манифеста) к героям-бунтарям присоединяются вообще все последующие генерации «неформалов»: от панков до металлистов и рэперов.

Строго говоря, «Стиляги» – это в высшей степени идейный мюзикл. Будучи довольно неровным по своим художественным достоинствам, разнящимся от эпизода к эпизоду, фильм Тодоровского достигает наибольшей силы и красоты именно тогда, когда кристаллизуется то или иное идейное высказывание. Это хорошо можно проследить уже по первым кадрам, где сталкиваются две главные враждебные силы. С одной стороны – убежденные комсомольцы в одинаковых серых костюмах, с одинаковыми серыми лицами и одинаковыми красными комсомольскими значками. Они идут единым строем, обмениваются скупыми, одинаковыми словами и – в точности как похитители тел из целой серии одноименных фильмов – бросаются на врагов по гортанному звуку и взмаху руки предводителя. С другой стороны – кривляки, позеры, разноцветные, размалеванные возбудители и носители китча и кричащей, вопиющей безвкусицы. Каждый из этих так называемых стиляг хочет стать полноценным, неповторимым индивидуумом (несмотря на то что большинство из них вряд ли когда-нибудь станут), каждый хочет свободы. По меткому выражению героя Леонида Ярмольника о сыне-стиляге Бобе (в миру – Борисе Моисеевиче), «в стране, где нельзя даже громко чихнуть, чтобы не попасть под Уголовный кодекс, он просто танцует». Между тем сам Боб, неуклюжий врач-практикант и изготовитель пластинок «на костях» (то есть на рентгеновских снимках), максимально точно формулирует новую систему ценностей, которую стиляги противопоставили советской действительности: «Здесь не надо быстрее, выше, сильнее. Здесь нужен драйв».

Впрочем, подлинный драйв возникает не на «стиляжьих» вечеринках, где герои фальшиво, неестественно, до одури и полного помрачения копируют Америку, которую сами же и придумали, поскольку из-за железного занавеса настоящей Америки было не видать. Подлинный драйв возникает на комсомольском собрании, где разбирается поведение комсомольца Мэлса (Мэлс – имя-аббревиатура, означающее «Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин»), переметнувшегося к стилягам и ставшего просто Мэлом (английское Mel). На дворе, напомню, еще 55-й год, еще не грянул XX съезд, а потому отсечение от имени буквы «с», символизирующей Сталина, – преступление почище низкопоклонства перед Западом и буржуазной пропаганды вместе взятых. В этом абсолютно гениальном эпизоде, бесспорно лучшем из всех фрагментов, составляющих фильм, авторы дерзко соединили хип-хоповскую энергетику, поэтический размер и рифмовку с эстетикой тоталитаризма. Идеологически выдержанный боевой комсомольский гимн сделан в формате рэп-речевки, припевом же служат известные бутусовские строки про «скованных одной цепью», под которые однородная серая масса комсомольцев вибрирует, накаляя пространство большого конференц-зала, а убежденная коммунистка Катя выбрасывает вперед руку – почти наподобие фюрера.

Конечно, симпатии Тодоровского полностью на стороне стиляг, из-за чего он и не может иронически отстраниться, физически показать безвкусность и бездарность этого феномена, которую понимает умом и – немножко – сердцем. Лишь в конце, когда бывший вожак стиляг Федя по прозвищу Фред приезжает из США, авторы Ф(р)едиными устами пытаются объяснить главному герою, что в Штатах никаких «стиляг» нет и никогда не было, что подобных «чуваков», даже если б они и появились, через два квартала забрали бы в психушку, что вся эта мишура – зеленая, оранжевая и в клеточку – зародилась не в Америке, а в головах ее советских горе-поклонников. Тут, правда, возникает некая метафора-«прорыв». Демонстрируя свою качественную американскую одежду, по виду не очень-то отличающуюся от советской, Федя/Фред показывает бирку и говорит: «Главное – это лейбл, то, что на внутренней стороне. Главное – качество, то, что внутри». И здесь открываются сразу две перспективы: с одной стороны, возникает наконец идея потаенного, скрытого внутреннего мира, не нуждающегося в громких проявлениях, – идея, равно чуждая и комсомольцам и стилягам; с другой стороны, этот так называемый внутренний мир крайне легко свести к бирке на оборотной стороне одежды, к лейблу. И пока герой Сергея Гармаша – веселый, добрый, честный, широчайшей души русский человек – под клиповые зигзаги кинокамеры играет и поет на фоне двух своих сыновей (серого комсомольца и будущего цветастого стиляги), ритмично тягающих гантели, а потом лезущими из орбит глазами изучает в коммунальном сортире случайно попавшую в его руки «Камасутру», в России как раз и осуществляются обе эти перспективы, что мы сегодня видим воочию. Потому, конечно, фильм Валерия Тодоровского – не просто мюзикл, а хлесткий социально-исторический диагноз.

Vlad Dracula

Подробности
Комментарии к рецензии
lazy

Назвавшись груздем - полезай в кузов!

Назвавши фильм "Стиляги" - будь стильным!



Кстати, меня мучит вопрос:

зачем гламурный подонок Тодор-младший взялся за эту тему?

Разве ему не говорили, что агитировать, не имя понятия о предмете дискуссии - дело безнадёжное? Что "панки" в конце, на которых надеты парики-шапочки с "ирокезами" вышибают скупую мужскую слезу своим жалким видом?

Наград фильмецу надавали много - понятно, что дрянь.



Вот тут звучит в отзывах некое кургузое словцо "нефоры".

Обозначает это неких "неформальных" граждан.

То есть - не отягощённых формализмом.

К тому же, вновь повторюсь - связанными пристрастием к некоему определённому стилю.



Хочется спросить: Тодор, где стиль-то у тебя?

Впечатление такое, что евнуха заставили делать детей.

Ну то, что это фильм-заказ по обгаживанию "совка" - это понятно, на другое у нынешнего режима денег не выпросить.

Впрочем, чего уж там - привыкли, переживём... "Колчак - yes, Чапай - no", понятно.

Только стиляги-то киношникам чего плохого сделали? Тодор, за что ты так стиляг ненавидишь? За что издеваешься?



С одной стороны, казалось бы: отрадный факт - советские стиляги опредили Запад! Элвис в США с этой своей причёской стал известен лишь в 56-м, а по Москве уже в 55-м, оказывается, давно рассекали советские "Элвисы"! Хотелось бы, но - невозможно. Вопрос - зачем этот "сдвиг во времени" в расчёте на лохов? А вот тут - коса на камень в идеологическом смысле: стиляги-то - "дети хрущёвского времени", а надо как-то подвязать их к "сталинизьму". Странно, что действие не датировали 1948 годом.



А джаз тут в чём перед Тодором провинился? Джаз в Союзе появился примерно вместе с самим Союзом - в двадцатых. К середине 50-х в стране полно государственных биг-бендов, вроде Утёсова и Цфасмана, хочешь саксофон - сходи-купи в магазине "Культтовары", никто слова поперёк не вякнет, причём тут "От саксофона до ножа" и криминальные элементы?

Только зачем он? Для рок-н-ролла и буги-вуги сакс - совсем не главный инструмент.

Инструментальный состав стандартной рок-н-ролльной банды - рояль, электрогитара, контрабас и барабаны. А джаз и сакс - из другой оперы, он для стиляг - музон "ненавидимых" ими "серых" отцов.

Стереотип сработал из-за известных выступлений А. Филлипенко на эстраде " А Козёл на саксе...Чуча!"



О песнях 80-х.

Там в титрах мелькает некто малоизвестный по "Машине Времени" Е. Маргулис, яркий представитель "олдскульного" говнорока (уж простите за термин, но он общепринятый в рокерской среде) http://lurkmore.ru/%D0%93%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%8C#.D0.A2.D1.83.D0.BF.D0.B0.D1.8F_.D0.BF.D0.B8.D0.B7.D0.B4.D0.B0-.D0.B3.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D0.B0.D1.80.D1.8C



Вот этот персонаж и призрак режиссёра Соловьёва и "Ассы", видимо, и испортили всё дело.



А ведь казалось бы - стали красть и уродовать песняки, так крали бы в соответствии с заявленной темой. Разве мало в стране всяких рокабиллов, сайкобиллов и прочих "Мистеров-Твистеров"? Но нельзя - либерастов распугаешь!

То дебильное "либеральное" стадо баранов, "целевую аудиторию" этого кинопасквиля, которую и поныне корчит и морщит от настоящего рок-н-ролла. Вот им припопсованные аранжировками старые русрокерские песняки с изуродованными текстами - это самое оно! Вот на это они и "клюют", болезные!



Правильно тут кто-то заметил - "паззл" у Тодора сложился архипёстрый. Наворовал отовсюду. Негритёнка стырил из фильма "Цирк", говнорок из "Ассы", что спер из голливудщины, что-то из собратий по несчастью - режиссёров "нового российского кино". Смастерил "лоскутное одеяло". "Я тебя слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила".

Беда, коль сапоги начнёт тачать пирожник, а пироги печи сапожник.

Хочется сказать Тодору и его подобным:

"Ребята-куршавельцы, бывшие "румяные комсомольцы"! Не лезьте вы со своими суконными рылами в калашный ряд! Оставьте "нефорам" нефорово! Хватит протитуциировать всё и вся и использовать в своих грязных пропагандистских целях! Нет у вас ничего святого! Достали уже до печёнок!

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта

Или войдите по логину Киноафиши

Вот это все

Поболтай с нашим ботом в Телеграме

Новые кинотеатры рядом и фильмы в чате с ботом

Попробовать