Принято считать, что только «Москва слезам не верит» смогла покорить международный рынок. Но если спросить французов, какое советское кино они любят больше всего, они не задумываясь ответят — «Летят журавли».
Единственный советский фильм, получивший Золотую пальмовую ветвь в Каннах, за границей стал событием уровня «надо смотреть всем». Ирония в том, что в СССР его встретили куда прохладнее.
Картина попала в Канны почти случайно. В 1957 году двадцатилетний оператор Клод Лелуш приехал снимать Москву, случайно оказался на Мосфильме и попал на съемки.
Он так впечатлился, что по возвращении буквально продавил включение фильма в конкурс. И оказался прав — «Журавли» взяли все: Золотую ветвь, приз Татьяне Самойловой за лучшую женскую роль и награду оператору Сергею Урусевскому.
Я и сейчас могу пересказать каждый эпизод этого фильма, — говорил Лелуш спустя годы.

Неоднозначный прием
Во европейском прокате фильм стал феноменом: почти 5,5 млн зрителей, один из лучших результатов в истории фестивальных релизов. Это был знак оттепели: советское кино способно говорить о любви и боли не хуже французской школы.
Сюжет знаком: Борис и Вероника собираются пожениться, но утром 22 июня 1941 года жизнь меняется. Он уходит на фронт, она остается в тылу.
Дома фильм восприняли строже. Никите Хрущеву не понравилась героиня Самойловой, актрису почти перестали выпускать за границу, а режиссер Михаил Калатозов после триумфа снял всего три фильма. Зато за рубежом картина давно в статусе шедевра.

Трудности перевода
Отдельная история получилась с переводом названия. Дословное Les grues volent («летят журавли») для французов звучало… сомнительно. Grue означает «журавль», но в сленге — «путана». А voler — «летать», но еще и «воровать».
Получалось что-то вроде «путаны воруют». Поэтому журавлей заменили на «аистов», а фильм получил название Quand passent les cigognes — «Когда пролетают аисты». Вот такой лингвистический тюнинг во имя мировой любви к советскому кино.
Неудивительно, что именно этот фильм французы до сих пор ставят в свой топ-100. Не из вежливости, а потому что действительно полюбили всем сердцем.
Ранее мы писали: Почти единственная в своем роде: этой советской звезде удалось покорить СССР и Голливуд — блистала рядом с Михалковым и Лоуренсом Оливье










