Меню
Ваши билеты в личном кабинете

Ольга Лаптева, участник 11-ого Чебоксарского Международного кинофестиваля: «Без энтузиастов и «сумасшедших» в нашем кино сегодня не обойтись»

Ольга Лаптева, участник 11-ого Чебоксарского Международного кинофестиваля: «Без энтузиастов и «сумасшедших» в нашем кино сегодня не обойтись»
У каждого фестиваля есть свои старожилы, свои люди-талисманы, без которых любой смотр – просто череда фильмов. Для Чебоксарского Международного кинофестиваля одним из таких

У каждого фестиваля есть свои старожилы, свои люди-талисманы, без которых любой смотр – просто череда фильмов. Для Чебоксарского Международного кинофестиваля одним из таких «талисманов» давно стала продюсер Ольга Лаптева, чьи «отношения» с этим кинофорумом длятся уже много лет. В этом году она показала здесь свою картину: «Недельное. Первые километры войны».

Оля, ты привезла на 11-ый Чебоксарский Международный кинофестиваль очень искреннее и, я бы даже сказала, пронзительное кино. Для современных фильмов о войне это большая редкость: как правило, режиссеры и продюсеры выбирают для своих работ чуть более пафосные интонации…

Понимаешь, тут дело вот в чем. Недельное (село под Малоярославцем – прим. редакции) когда-то строил мой дед. Он обустраивал здесь совхоз, проводил электричество, занимался амбулаториями, школами, детскими садами и так далее. И когда он умер, на похоронах яблоку упасть было некуда: так много людей пришло с ним проститься. И тогда я впервые задумалась, что должна как-то отдать долг той земле, для которой мой дед столько сделал и на которой он был счастлив.

Постер фильма «Недельное. Первые километры войны»
Постер фильма «Недельное. Первые километры войны»

Но почему именно тема войны?

Недельное – одно из тех мест, без которых нашей победы могло бы и не быть. Село находилось на генеральной линии фронта, это был важный стратегический пункт, за который три месяца бились и наши, и немцы. И там погибало порядка 2000 солдат в день. И я собирала воспоминания очевидцев, нашла пятерых бабушек, которые были девчонками, когда оккупанты входили в село. И эти женщины, сохранившие внутри себя тот ад и тот ужас, делились с нами всем, что запомнили – и делились открыто, просто и откровенно. Поэтому от многих рассказов просто мурашки по коже.

Зритель откликается на такую исповедальность?

Конечно. Понимаешь, даже дети, которые учатся в школе и просто не могут знать, что такое война, приходят на этот фильм – и начинают задавать вопросы, начинают обсуждать, спорить. И по их реакции я понимаю, что они пропустили картину через себя, что фильм затронул в них какой-то внутренний пласт, что появилась обратная связь между ними и нашим прошлым. Значит, картина работает, картина будоражит – и это огромная ценность для меня.

Кадр из фильма «Недельное. Первые километры войны»
Кадр из фильма «Недельное. Первые километры войны»

Оля, я знаю, что у «Недельного» уже есть какие-то награды

Совсем недавно я показывала его на Первом Открытом кинофестивале документального кино «КрымДок» – там мы получили Диплом «За прославление мужества и героизма простых людей в Великую Отечественную войну». И я очень благодарна за него и жюри, и отборщикам фестиваля. И благодарна зрителям, которые очень чутко реагируют на наше кино, что они откликаются. Да и здесь, в Чувашии, на Чебоксарском фестивале свободных мест на показах нет.

А если говорить про другие города?

В Москве у нас было порядка десяти премьер, причем все залы оказались очень разными: от 10 до 800 мест. Но ни один человек не ушел. Видимо, фильм открывает в людях какой-то генетический код, они начинают по-другому дышать, по-другому воспринимать своих бабушек и дедушек. Это не может не подкупать.

Кадр из фильма «Недельное. Первые километры войны»
Кадр из фильма «Недельное. Первые километры войны»

Но «Недельное» – не единственный твой фильм на Чебоксарском фестивале…

Да, я также привезла новый короткометражный фильм о детской дружбе и о преодолении страхов – «Снеговикам тут не место» режиссера Юрия Бабаханова, и документальный проект «Многоголосье Байкала» Виктора Хохлова: он о бурятской национальной культуре и о бурятском пении.

А как ты думаешь, что значат для начинающего режиссера подобные фестивали?

Они необходимы не только режиссерам, но и продюсерам. Это возможность развития, возможность обеспечить фильму хорошую фестивальную судьбу. А хорошая фестивальная судьба – это статус, это шанс заявить о себе. И серьезный толчок к тому, чтобы следующий свой фильм уже сделать на порядок повыше.

Оля, не могу не спросить: насколько трудно сегодня снимать кино?

Да вот смотри: «Недельное» и фильм о еврейской скульптуре (который здесь показывался в 2017-м) я снимала полностью на свои деньги. Плюс поддержка друзей. Поэтому я бы на твой вопрос ответила так: если можешь не снимать – не снимай. Но если это зачем-то тебе очень надо, если душа рвется на части – то и возможность всегда найдется. Возьмем хоть режиссеров из регионов: из Якутии, Бурятии, Башкирии – ведь они все очень активны. И они снимают свое кино без оглядки на обстоятельства. То есть, если есть государственное финансирование – хорошо. Нет – справятся и без него. Причем снимают о себе, о дне сегодняшнем, о том, что творится вокруг и так далее. И не случайно победителем ММКФ-2018 стал именно якутский фильм – «Царь-птица» Эдуарда Новикова.

Кадр из фильма «Недельное. Первые километры войны»
Кадр из фильма «Недельное. Первые километры войны»

Но у одного из твоих фильмов государственная поддержка все-таки есть…

Да, компания, с которой я работаю как продюсер, получила миллион двести тысяч рублей от Министерства Культуры на фильм «Апостол Камчатки». Кстати, как раз сейчас картина титруется – и надеюсь, что в следующем году я привезу ее на фестиваль в Чебоксарах.

Но давай вернемся к региональному кино. Как тебе кажется, национальные фильмы, снятые на родном языке, интересны местному зрителю?

В Якутии – да, в Башкирии – тоже. В других регионах интерес чуть послабее, но он постоянно растет.

А кто занимается съемками: энтузиасты или профессионалы? Потому что снимать кино без денег – это ведь донкихотсво, хоть и в хорошем смысле этого слова…

Ну, без энтузиастов и сумасшедших в нашем деле никуда (смеется). Так что таких много. Но, к сожалению, снимают фильмы и циники, которые очень четко реагируют на коммерческие или маркетинговые запросы. Это уже совсем другие продюсеры и режиссеры: те, которые приходят в нашу профессию с целью что-нибудь заработать. И ничего с этим не сделать – каждому свое. Кого-то манит артхаус, кого-то мейнстрим. И тут уж без разницы, из какого ты региона: из Москвы или из бурятской деревни с непроизносимым названием. Главное, чтобы зритель тебя расслышал.

Вера Аленушкина

15 сцен из советских фильмов, которые современным зрителям не понять 15 сцен из советских фильмов, которые современным зрителям не понять Читать дальше 26 апреля 2024
15 лучших боевиков за последние 5 лет с рейтингом 90% и выше 15 лучших боевиков за последние 5 лет с рейтингом 90% и выше Читать дальше 26 апреля 2024
Олдскульный тест: вспомнишь ли ты фильмы, вышедшие 30 лет назад, по неочевидному кадру? Олдскульный тест: вспомнишь ли ты фильмы, вышедшие 30 лет назад, по неочевидному кадру? Читать дальше 26 апреля 2024
Психиатр Федор Бондарчук устраивает жестокий эксперимент в трейлере сериала «Калимба» Психиатр Федор Бондарчук устраивает жестокий эксперимент в трейлере сериала «Калимба» Читать дальше 25 апреля 2024
Что посмотреть на Netflix в апреле: 11 лучших мини-сериалов 2023 года Что посмотреть на Netflix в апреле: 11 лучших мини-сериалов 2023 года Читать дальше 26 апреля 2024
Джереми Реннер противостоит русским гангстерам в трейлере третьего сезона «Мэра Кингстауна» Джереми Реннер противостоит русским гангстерам в трейлере третьего сезона «Мэра Кингстауна» Читать дальше 26 апреля 2024
Супермен, Тарантино и отказ в прокате: 8 интересных фактов о фильме «Министерство неджентльменских дел» Супермен, Тарантино и отказ в прокате: 8 интересных фактов о фильме «Министерство неджентльменских дел» Читать дальше 26 апреля 2024
В Рассела Кроу вселяется дьявол в трейлере хоррора «Экзорцизм» В Рассела Кроу вселяется дьявол в трейлере хоррора «Экзорцизм» Читать дальше 26 апреля 2024
Посмотреть за 1 день: 10 топовых мини-сериалов 2023 года на Netflix Посмотреть за 1 день: 10 топовых мини-сериалов 2023 года на Netflix Читать дальше 26 апреля 2024
10 лучших российских комедий 2023 года, о которых вы даже не слышали 10 лучших российских комедий 2023 года, о которых вы даже не слышали Читать дальше 26 апреля 2024
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше