Оповещения от киноафиши
Скоро в прокате "Репродукция" 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Включить Позже
Клуб друзей Киноафиша
СуперБобровы: Народные мстители
СуперБобровы: Народные мстители Россия, комедия, фантастика
  Билеты
Веном
Веном США, фантастика, боевик, триллер
  Билеты
Несокрушимый
Несокрушимый Россия, военный, драма
  Билеты
Новости кино

Мария Полякова, призер II Фестиваля нового российского кино «Горький fest»: «Не надо бояться общаться с теми, кого мы считаем ужасными априори»

Мария Полякова, призер II Фестиваля нового российского кино «Горький fest»: «Не надо бояться общаться с теми, кого мы считаем ужасными априори»

В Нижнем Новгороде закончился II Фестиваль нового российского кино «Горький fest». Гран-при получил Алексей Федорченко с фильмом «Война Анны». А вот второй по величине приз (приз за режиссуру) жюри присудило дебютантке Марии Поляковой, снявшей «Путешествие в Париж»  – яркую и самобытную драму о воспитанниках детской колонии.

Кстати, с Машей мы разговаривали в первые дни фестиваля – и на тот момент она даже не догадывалась о том, каким будет решение жюри.

 

Маша, после твоего «Путешествия в Париж» готова поспорить на что угодно, что ты не из ВГИКа – ты совершенно другая. Я права? Кто ты, откуда?

Я закончила Академию художеств, живу в Питере. Родилась в Новосибирском Академгородке. Кстати, так получилась, что многие в моей семье ездили учиться в Санкт-Петербург (причем с 19-го века), но всегда возвращались. А вот я не вернулась.

То есть решение обойти стороной режиссерский факультет было сознательным?

Мои родители мне сказали: «Маша, подумай, как можно быть режиссером в 17 лет?» Наверное, в тот момент я им поверила. И не знаю, жалею ли об этом сейчас. На самом деле, у меня была классная молодость. И то образование, которое у меня есть – это очень, очень круто. Так что, нет, наверное, не жалею.

Режиссер Мария Полякова

Маш, а почему вдруг такая тема? 

Почему я в тюрьме снимала? – это легкий вопрос. Когда мне было примерно столько же, сколько этим парням, у меня были серьезные конфликты с родителями – как и у многих, я думаю. И папа мне сказал так: «ты все время рвешься из дома – давай я тебе помогу. Найду тебе на лето классную работу – и мы на время разъедимся». И три месяца я работала в лагере вожатой, куда обычно приезжали дети из хороших семей. Но так получилось, что в тот год там принимали подростков из приемников-распределителей, то есть тех, кого на вокзалах ловили. И вот я, такая «домашняя девочка» (музыкальная школа, шахматный кружок и т.д.), там впервые с этими парнями и познакомилась.

Кстати, очень чувствуется, что ты, что называется, «в материале». Сейчас много фильмов про «парней с улиц» – знаешь, эдакие «кинооперетки» про простых, но крутых чуваков. Ты же подошла к реальности очень близко. И сняла по-настоящему мужское кино, с чем тебя и поздравляю.

Понимаешь, я не претендую на то, чтобы показать мир глазами этих ребят, я не пытаюсь сказать: «народ, я такие же, как они» (а некоторые режиссеры пытаются, я знаю). Я-то как раз другая, я женщина.

Но знаешь, что меня зацепило? Когда я вернулась из лагеря, я начала о нем говорить, и все друзья дружно сказали: «фу, как это ужасно»… И тогда я поняла, что между ними и нами – пропасть. И никто не хочет в эту пропасть смотреть.

Но это же глупо…

Да, я думаю, что это очень плохо, но, к сожалению, со мной такое тоже бывает. Например, когда я первый раз ехала в колонию, то была уверена, что там какие-то бульдоги в администрации, и что нам сразу скажут: то нельзя, это нельзя. В итоге, всё оказалось по-другому. Так что надо нам перестать шарахаться от людей, которых мы почему-то считаем ужасными априори. Что же касается ребят из колонии… Понимаешь, если мы не будем с ними общаться, то они не будут общаться с нами – и это будет плохо для всех.

Кадр из фильма «Путешествие в Париж»

А сюжет как появился?

Я сделала в этой колонии два проекта: социальный ролик и ролик для фестиваля видеопоэзии «Пятая нога» (где ребята читали стихотворение Пригова). И, каждый раз, когда я приезжала, мне рассказывали историю про мальчика, которого не забирают родители. Причем о нем были готовы говорить все, хотя толпы народа сменились за это время.

Что за история?

Парня отпускают по УДО – это значит, что ты выходишь досрочно, потому что хорошо себя вел. Но если ты накосячишь (как, например, наш герой, который бьет социального педагога), то в этом случае УДО отменяется, и ты отправляешься по взрослым учреждениям. Кстати, сотрудники детской колонии действительно борются за то, чтобы их воспитанников отпускали по УДО: пусть лучше ребят в приют заберут, чем в лагеря.

А твой главный герой, Макс – как тебе работалось с ним?

Мы не делали обычный кастинг. Но когда я его выбрала, многие из съемочной группы были против. Он ведь очень сложный, совершенно без кожи... И во время съемок я очень боялась, что сделаю что-то не так, как-то  неловко повернусь – и ему больно будет.

На самом деле, наша история совершенно реальна – но это история другого парня. Но Макс тоже из колонии, как и все остальные (единственное исключение – мой друг Семен, профессиональный актер, он у нас охранника играет). Кстати, когда мы снимали эпизод, где охранник на Макса кричит, я рассказала Семену, по какой статье сидит Макс и за что. А они к тому времени уже подружились, проводили по двенадцать часов вместе. И вдруг такая жесть. Поэтому и сцена получилась очень естественной: реакция Семена настоящая, подлинная.

Кадр из фильма «Путешествие в Париж»
Кадр из фильма «Путешествие в Париж»

Твои герои находят в земле голову гигантской статуи. Что это: правда, вымысел, зарисовка с натуры?

Колония – особый мир, и я старалась слишком уж сильно в него не лезть, просто сидела и наблюдала. Так вот: лагерь был когда-то очень большим, на 2500 человек. И в советское время в нем всех заставляли работать, даже детей. Поэтому промзона была огромной. И в ней отливали какие-то архитектурные детальки. Да, таких большущих голов там не найти, но я же не документальное кино снимаю. Вот и сделала этот эпизод чуть более выразительным.

Я, кстати, не претендую на то, что у меня в кадре какая-то абсолютно реальная реальность. Я и оператора выбрала такого, который не снимает, как документалист (спасибо тебе, Глеб). И эта искусственность фактуры, во-первых, дает возможность держать дистанцию, а во-вторых, появляется шанс для некой эстетизации. А иначе пришлось бы снимать традиционную социальную драму, чего мне бы не хотелось.

Любой творческий человек в своих фильмах, книгах и т.д. говорит прежде всего про себя самого. Есть ли в «Путешествии в Париж» твоя личная болевая точка?

Если честно, очень сложный вопрос. Но абсолютно точно мое – страх покинуть зону комфорта, даже если она ужасна, даже если она убивает. И Макс не просто так возвращается в свой лагерь: я понимаю, почему он это сделал.

Кадр из фильма «Путешествие в Париж»
Кадр из фильма «Путешествие в Париж»

А что ты думаешь снимать дальше?

Я работаю в рекламе сейчас, снимаю вирусные ролики для интернета, чему очень рада: по крайней мере, я хоть не занимаюсь рекламой порошков…

Тогда такой вопрос: а где твой полный метр? В своем «Путешествии в Париж» ты в наглую нарушаешь сразу десяток законов: сценарных, логических, визуальных – и делаешь это не просто убедительно, но по-настоящему круто. То есть, в фильме я твои амбиции вижу (и амбиции в самом лучшем смысле этого слова)...  

У меня были амбиции несколько лет назад, когда я написала сценарий полного метра: он попал на фестиваль молодой драматургии «Любимовка», на фестиваль киносценариев «Читай кино!». Но на этом все как-то застопорилось: ведь у меня не было тогда даже короткометражных фильмов, которые я могла бы продюсерам показать. Посмотрим, что будет теперь.

То есть у тебя это вообще первый фильм?

Да.

Сложно было с ним запуститься? Найти финансирование, например?

Я знаю много случаев, когда помогал краудфандинг. Но я побоялась просить денег у совершенно незнакомых людей: для этого надо быть на все сто уверенным в результате. Меня выручил мой чудесный друг Дима Коцуба, который занимается социальными проектами в Питере. Он помог получить субсидию правительства Санкт-Петербурга по молодежной политике. И спасибо им большое, потому что без них мы бы никогда ничего такого не сделали. Хотя колония, кстати, тоже серьезно помогала: многие воспитанники, даже те, которые не были в кадре, стали полноценными членами нашей съемочной группы.

Кадр из фильма «Путешествие в Париж»
Кадр из фильма «Путешествие в Париж»

Маш, и последний вопрос: «Горький fest» – твой первый фестиваль?

Вообще-то, нет. Я как-то ездила на фестиваль в Нанси (это Франция). И мне там дико понравилось: атмосфера была потрясающая. И все мы были из разных стран, но когда начали спорить о кино, я поняла, что мы очень похожи.

То есть фестивали – дело нужное?

 Как минимум, интересное.  Ты смотришь очень много совсем разных фильмов – и как бы перестаешь жить на необитаемом острове. Одно дело, когда ты сидишь дома и сам решаешь, что именно будешь смотреть. В такой ситуации ты сам себе отборщик, но ты всегда идешь по одному и тому же пути – и свернуть на новые дорожки довольно сложно. А на фестивале отбор за тебя делают другие – и это здорово помогает новые дорожки найти.

А про «Горький fest» можешь что-то сказать?

Я здесь всего второй день, но тут очень здорово. И очень классно, что фестиваль молодой. И классно, что региональных смотров становится все больше и больше – это я говорю как человек, который сам приехал из области. Такие фестивали очень нужны и киношникам, и регионам. По крайней мере, они дают кинематографистам возможность увидеть, что страна не заканчивается на Питере и Москве.

 

Вера Алёнушкина

Оцените фильм

Новости кино в твоей ленте

Новости кино в группе ВКонтакте

а еще, обзоры новинок, анонсы премьер и конкурсы!

Вступить
Мы в соц.сетях
Как это работает
Вы добавляйте в избранное
фильмы, кинотеатры и персоны
Мы показываем удобное расписание
в разделе "Избранное"
И напоминаем о премьерах
трейлерах, выходе на экраны и начале продаж билетов, чтобы вы не пропустили лучшие места
Войти как пользователь Авторизация по E-mail
ВКонтакте Facebook Одноклассники
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
Сбор средств
и пожеланий для
развития проекта
Хотите сделать
Киноафишу лучше?
Если вы хотите поддержать работу проекта и повлять на нее — замечательно. Переведите любую сумму, заполните форму с пожеланием, и мы постараемся реализовать их. Сделать Киноафишу лучше
Сбор средств
и пожеланий для
развития проекта
Отключить рекламу на сайте
1 год без рекламы за 300₽
Да, все именно так просто. Год без рекламы за 300₽. Вы поддерживаете работу и развитие проекта, а мы говорим вам спасибо и убираем надоевшую рекламу Отключить рекламу
Нашли неточность?
Написать письмо
Имя
E-mail
Текст
 
 
Отправляя данные,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
Куда сходить после кино?
Авторизация
После регистрации: Доступ к билетам Личная коллекция любимых фильмов и кинотеатров Оценки и комментарии Многое другое

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта

Или по логину киноафиши

Нет логина? Зарегистрируйтесь
Регистрация
E-mail
Пароль
 
 
Регистрируясь,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Вспомнили логин? Войдите

Подписка на рассылку
E-mail
 
 
Подписываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Зарегистрированы? Войдите

Сброс пароля Укажите E-mail использованый при регистрации и мы отправим на него письмо со ссылкой для сброса пароля
E-mail