Меню
Ваши билеты в личном кабинете

Что не так с российскими кинопремиями

Что не так с российскими кинопремиями

Мария Кувшинова посмотрела церемонию вручения премии «Ника» и размышляет о целесообразности кинопремий.

Кинематографическая премия «Ника» родилась в перестроечном 1988 году и в кинематографической среде считается более либеральной, прогрессивной, тёплой и ламповой, чем помпезный «Золотой орёл», учреждённый по инициативе Никиты Михалкова в 2002-м. Острая фаза идеологического противостояния двух премий осталась в далёком прошлом: они разошлись по разным углам киногода, хотя «Ника» и сегодня не включает в основные номинации пропагандистские хиты производства михалковской студии вроде «Движения вверх», поэтому может считаться чуть менее «государственнической» (разница, почти неразличимая со стороны, ведь в обеих премиях награды получают в основном картины, снятые при поддержке госбюджета — других у нас почти нет).

Поскольку за долгие годы существующего режима все окончательно убедились в бессмысленности любых оппозиционных усилий, а тратить свою энергию на что-то надо, полемика в гуманитарной среде всё больше смещается в сторону споров о гендерной политике: теперь линия разлома пролегает между лагерями противников и сторонников движения #MeToo, этой глупой американской блажи, апологеты которой пытаются убедить нас в том, что женщина — такой же человек, как и мужчина, и её нельзя просто так хлопнуть по попе или изнасиловать. (У этой борьбы, кажется, есть даже некоторые перспективы: режим когда-нибудь изменится — или нет, а «стеклянный потолок», разницу в оплате труда, менсплейниг и т.д. всё же хотелось бы как-то минимизировать).

В российской кинематографической среде, как и, скажем, в медиа, противников #MeToo, конечно же, гораздо больше (вспоминается прошлогодний слух о том, что михалковский Московский кинофестиваль планировал вручить приз «За вклад в мировое кино» оклеветанному Харви Вайшнтейну). «Ника», где статусные постсоветские кинематографисты исстаря свысока подшучивали над молодёжью, женщинами и эксплуатировали «этнику», не стала исключением. Заслуженный художник Борис Бланк, работавший, например, на фильме «Розыгрыш», заявил со сцены, «что в истинно мужскую профессию художника кино пришло слишком много девиц, поэтому дизайн вымещает мастерство» (впрочем, его, по свидетельству корреспондента «Новой газеты», «едва не освистали» — «едва»!).

Победительница в номинации «Лучший фильм стран СНГ» Дарья Жук, живущая в Америке, пришла на церемонию в майке «We should all be feminists», но месседж затерялся в восторгах по поводу призов, их распределения, во взаимных объятиях и взаимном фотографировании; хорошо, что надпись была не по-русски, ведь не все в зале разбирают латиницу — и слава богу.

Всё это — очередные забавные штрихи к портрету цивилизации, в которой кинематографисты в ходе вручения национальной премии стараются ничем не напоминать своих «излишне политизированных» американских коллег (робкие упоминания об аресте Кирилла Серебренникова, победившего в номинации «Лучший режиссёр», спустя почти два года пора уже перестать засчитывать как «политическое»).

Сама по себе номинация «Лучший фильм стран СНГ», в которой победила Дарья Жук, в 2019-м году вызывает настоящее изумление (ко времени самой церемонии её переименовали в ещё более неловкое даже с грамматической точки зрения «Лучший фильм стран СНГ, Грузии и Балтии»). Что означает эта номинация, если объяснять её постороннему человеку более развёрнуто? «Поощрение кинематографистов из стран не существующего почти тридцать лет СССР, но без Украины, которая совсем отпала, хотя формально и не вышла из СНГ, существующего, в свою очередь, в основном на бумаге»? (Про Украину полагается так же молчать, как и про феминизм, чтобы не портить друг другу праздник). И по какому принципу отбираются картины в эту категорию, если в российском прокате из пяти номинированных картин (две сняты в 2017 году) был только победивший «Хрусталь», в производстве которого принимала участие и Россия — то есть он вполне мог претендовать на основные призы, но не претендовал, потому что надо же чем-то заполнять эту нелепую номинацию?

Что не так с российскими кинопремиями
Дарья Жук и съемочная группа фильма «Хрусталь»

Эти вопросы (как и вопрос о полном отсутствии на премии якутского кино, как и вопрос о том, почему в главную номинацию попал и в итоге победил фильм, который не выходил в российский прокат — «Война Анны», как будто на дворе по-прежнему 1990-е, в кинотеатрах продают мебель и проката не существует) — не праздная придирка: они позволяют убедиться в том, насколько архаична, неспособна к переменам или к минимальной синхронизации с реальностью кинопремия, желающая саму себя видеть «либеральной»; имперское самодовольство в номинациях и менсплейнинг со сцены — явления одного порядка.

И более того, ежегодное внезапное столкновение с этой архаикой в ленте новостей заставляет задать ещё более радикальный вопрос: а способна ли кинопремия или фестивальное распределение призов в принципе не быть архаичными? Документалистка Дарья Хренова недавно заметила в фейсбуке: «...Вот что точно следовало бы упразднить вслед за боями гладиаторов, шоу уродцев, зоопарками и цирками (когда цирк ради шоу, а не ради спасения брошенных животных) — это конкурсы на фестивалях с пирамидой победителей. Наградой должно быть само участие в крутом фестивале или смотре, с откликами зрителей и вменяемыми рецензиями. Это для взрослой сознательной цивилизации. Все эти сахарные косточки и бархатные ленты для дрессированных собачек пусть летят к птеродактилям».

В отличие от американских и крупнейших европейских российские «сахарные косточки» совсем мало связаны с реальным кинобизнесом и реальным зрителем (но формально увеличивают шансы на получение государственного финансирования). Однако, очевидное падение интереса к «Оскару» и стагнирующий Каннский фестиваль на фоне набирающего обороты, но не имеющего призов (кроме зрительского) Торонто сигнализируют о том, что система выстраивания иерархий, в том числе и в кино, все меньше подходит возникающему сегодня горизонтальному миру. Но «Нике», как и «Золотому орлу», как и десяткам других российских призов и премий, конечно же, ничего не угрожает: не будет «Оскара» и Золотой пальмовой ветви, но российские кинематографисты всё равно несколько раз в год будут вручать друг другу тяжёлые статуэтки, попутно сетуя на то, что как-то многовато стало женщин в этой мужской профессии.

Meta (Facebook и Instagram) признана в России экстремистской организацией.

8 советских фильмов, которые подловили на нелепых исторических ошибках 8 советских фильмов, которые подловили на нелепых исторических ошибках Читать дальше 10 мая 2024
8 советских фильмов, которые обязательно нужно показать ребенку 8 советских фильмов, которые обязательно нужно показать ребенку Читать дальше 9 мая 2024
10 худших российских фильмов: зрители устроили им публичную порку 10 худших российских фильмов: зрители устроили им публичную порку Читать дальше 10 мая 2024
Ковбой Глен Пауэлл обуздывает ураган в трейлере фильма-катастрофы «Смерчи» Ковбой Глен Пауэлл обуздывает ураган в трейлере фильма-катастрофы «Смерчи» Читать дальше 10 мая 2024
Warner Bros и Питер Джексон готовят новый фильм по «Властелину колец» Warner Bros и Питер Джексон готовят новый фильм по «Властелину колец» Читать дальше 9 мая 2024
15 классных корейских дорам, на которые подсаживаешься с первой же серии 15 классных корейских дорам, на которые подсаживаешься с первой же серии Читать дальше 10 мая 2024
10 лучших фантастических сериалов всех времен (Секретные материалы только на 2 месте) 10 лучших фантастических сериалов всех времен (Секретные материалы только на 2 месте) Читать дальше 9 мая 2024
Актер в кресле режиссера: 6 дебютов этого года Актер в кресле режиссера: 6 дебютов этого года Читать дальше 10 мая 2024
15 лучших русских комедий, снятых за последние 10 лет 15 лучших русских комедий, снятых за последние 10 лет Читать дальше 10 мая 2024
10 документалок Netflix, которые опровергнут всё, что вы знали 10 документалок Netflix, которые опровергнут всё, что вы знали Читать дальше 10 мая 2024
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше