Никита Михалков в «Свой среди чужих, чужой среди своих» показал нам героическую романтику гражданской войны и братства молодых чекистов. Но если заглянуть в архивы, реальность была куда менее кинематографичной.
Судьба тех, кто действительно носил кожанки, слушал вождя и садился в «воронок» с маузером на боку, оказалась мрачной — и местами даже абсурдной.
«Пить можно — но только среди своих»
Уже к середине 1920-х годов атмосферу в ОГПУ сложно было назвать боевой. Начальник сибирского управления Леонид Заковский (он же Генрих Штубис) на партийных собраниях открыто жаловался: «Пьянство вошло в обычай. Пьют с проститутками, в машинах, прямо под носом у партийных бюро».
Москва ругалась: «У вас пьяный аппарат». А на местах считали нормой, когда сотрудник ОГПУ вместо одной бутылки брал три — в долг, и ещё обижался, если кто-то не хочет пить вместе.
Сотрудники делились секретами со своими жёнами, попадали на Соловки, устраивали дебоши в публичных местах. И это не слухи, подробнее об этом рассказал историй Сергей Цветков на своем Дзен-канале.
Самых буйных — вроде начальника экономического отдела Верхозина, который пьяным ловил и убивал кошек на улицах Новосибирска, — терпели годами. Лишь в 1938 году его уволили с формулировкой: «за систематическое пьянство и дискредитацию органов».
От кожанки до виселицы — один шаг
Но пьянство — ещё цветочки. 1930-е годы принесли волну массовых чисток, и тогдашние «герои революции» начали выкашивать друг друга. Судьба «дружной чекистской команды» складывалась по-разному — кому-то вручали дачи с машинами, других отправляли на допрос с пристрастием.

Что стало с чекистами Михалкова в реальности?
Исторический контекст фильма «Свой среди чужих» — начало 1920-х. Ещё не НКВД, а ГПУ, ещё не тоталитарная махина, а боевая структура молодых революционеров. Но по факту — многие из тех, кто сидел в «той самой машине» с маузером и сигарой, уже через 10–15 лет либо были посажены, либо сильно понижены в звании. И это — не сюжет, а реальность.
К другим новостям этого часа. «Очень нетрадиционно»: этот российский детектив оценили на 7.7 — зайдет фанатам Шибанова из «Первого отдела». Тест для поклонников кино Гайдая: угадайте 5/5 фильмов по кадрам — героев на них не будет.