4 мая 1979 года на экраны вышла советская музыкальная комедия «Трое в лодке, не считая собаки» — вольная экранизация одноимённой повести Джерома Клапки Джерома.
История, впервые опубликованная в 1889 году, уже имела за плечами множество европейских адаптаций, но в СССР к ней добрались спустя 90 лет.
Сценарий написал Семён Лунгин — и получился не столько перенос оригинала на экран, сколько его легкомысленная фантазия на тему.

Советская версия изменила многое: от деталей (рассказчик Джером К. Джером, которого называли J, вдруг стал Джи) до общего настроения — английская ирония уступила место музыкальным номерам, пляжному пикнику и шуточкам в духе позднесоветской эстрады.
Появились вымышленные сцены и персонажи, которых в книге вовсе не было, например, женская лодка. Это, конечно, породило волну критики — в том числе и профессиональной.

В «Литературной газете» вышла разгромная статья под заголовком «Трое в лодке, не считая… Джерома», обвинявшая создателей в игнорировании оригинала и недостатке фирменного английского юмора.
И хотя рейтинг фильма на «Кинопоиске» — 7.9, а на IMDb — 6.9, среди русскоязычных зрителей по-прежнему встречается немало разочарованных:
«Халтура голимая. Звёзды устроили себе капустник на свежем воздухе за государственный счёт»,
«Книга намного лучше. Помню, прочитал еще школьником, был в восторге!»,
«Дичь полнейшая. Не кино, а позорище. И даже именитые артисты не смогли его вытянуть. А, скорее, даже и не хотели»,
«Одно кривляние и ломание друг перед другом»,
«Почему-то разочаровал Миронов в данном фильме, хотя вообще я этого актёра очень люблю».

Тем не менее комедия нашла своего зрителя: лёгкая, с песнями, в окружении природы и с любимыми актёрами — она для многих стала доброй ностальгией и даже пробудила интерес к книге.
Возможно, не нужно относиться к фильму как к экранизации — а просто как к летнему эстрадному спектаклю на воде, с переодеваниями и байками.
Так что да, с литературой этот фильм не особенно дружит, но зато может подарить вечер расслабленного просмотра — особенно если не ждать «того самого Джерома», а просто согласиться на лодку, закат и немного абсурда.

Ранее мы писали: Оказывается, у Андрея Миронова был брат: помогал снять «Трое в лодке», но скрывал родство на площадке