Меню
Ваши билеты в личном кабинете

«Скажи что-нибудь»: Комедия рыцаря печального образа

«Скажи что-нибудь»: Комедия рыцаря печального образа

14 апреля исполняется 30 лет фильму Кэмерона Кроу «Скажи что-нибудь». Андрей Гореликов надевает плащ, берёт бумбокс, врубает песню Питера Гэбриэла In Your Eyes и вспоминает картину, которая стала культовой на родине.

Подростковых романтических фильмов снят миллион, а хороших, да ещё таких, которые можно пересматривать взрослым, почти в миллион раз меньше. Среди них был дебют Кэмерона Кроу «Скажи что-нибудь», который вышел тридцать лет назад. В этом фильме практически нет ошибок, неверных нот и клише, которые отпугнули бы искушённую публику. Он идеально выдерживает темп. Иногда кажется, что сейчас всё сломается и разобьётся — как бывает во время взлета и посадки самолета. Но затем история плавно летит дальше.

Кроме всего, что в фильме есть, в нём многого нет. Нет ревности и соперничества за любовь, нет традиционных обманов и недопонимания, создающих утомительные сюжетные перипетии. Чувства героев, Ллойда и Дианы, взаимны, а препятствия почти что надуманы — наскоро прописанное расставание служит, чтобы оттенить остроту первого чувства, окончательно превратить романтические сцены тоски друг по другу и воссоединения в идеальные образы.

Таким образом стало многократно спародированное появление героя Кьюсака с бумбоксом, из которого играет Питер Гэбриел, под окном его любимой и единственной. Согласно знаменитому примеру Умберто Эко, нельзя сказать: «Я тебя люблю», нужно сослаться, например, на песню, в которой поется «Я тебя люблю». Герои скрупулёзно следуют этому постмодернистскому кодексу. Как размышляет о своих страданиях Ллойд? За рулём машины наговаривая свои впечатления в диктофон, словно герой фильма нуар — о том же говорят и его знаменитый старомодный плащ, и серые пустые улицы ночного города за окном. И всё же это живые герои, а не функции и не метафоры.

Прежде всего речь, конечно, о Кьюсаке-Ллойде, который ухитрился сыграть персонажа узнаваемого, безотчетно симпатичного и при том вполне оригинального. Но о нём скажем позже. Его «любовный интерес», бывшая модель Айони Скай в роли выпускницы-отличницы, не играет так блестяще, как иные актеры в фильме, но в её жестах, улыбке и взгляде есть загадка — отнесём мы её к сложной личности персонажа или дымке в глазах зрителя, смотрящего на неё глазами влюбленного Ллойда. Её отец, в роли которого Джон Махони, предстаёт за краткое время идеальным родителем-другом, тираном, чудовищем и, наконец, слабым человеком, которого можно пожалеть.

Припанкованные подруги Ллойда, его замотанная сестра и влюблённый в дядю племянник, бывшие школьники, друзья и подружки — многим из них досталось по минуте экранного времени, чья-то история оборвалась на полпути. И каким-то образом каждый всё же был настоящим, на каждого режиссёр (и камера оператора Ласло Ковача) взглянули с любовью и уважением. Подобно героине фильма, мы встречаем их раз или два на вечеринке, но остаёмся рады, что были там и с ними.

Мы оказываемся в пространстве отзывчивом, узнаваемом, благодарном. Мы знаем, что в конце концов герои преодолеют испытания, и мы в восторге, когда наши ожидания оправданы. Наши герои порой оригиналы, но они не неудачники. Диана «заучка», но красавица, которую никому в голову не придет травить. Ллойд немного чудак, но модник, профессиональный спортсмен и всеобщий любимец. Счастливая школа счастливого города. В фильме показана своего рода буржуазная идиллия среднего класса, последний извод классической белой культуры в отражении восьмидесятых годов.

Взглянем на Ллойда поближе. В нём есть совершенно традиционалистские черты рыцаря в сияющих доспехах, который бросает свой плащ, чтобы дама перешла через лужу. Вернее, он уводит Диану в сторону от осколков стекла на асфальте — та запоминает это и «чувство защищенности». Совершенно традиционно от отца, чьей защиты она лишилась, девушка переходит к, вероятно, будущему мужу. Он, Ллойд, в самом деле силён: увлекается кикбоксингом и думает построить на этом карьеру. Важно, что он сын военных. Наконец, Ллойд в подлинном смысле благороден — английское слово «gentleman», «благородный», этимологически происходит от слова «щедрость». Он щедр в эмоциях и поступках, он уступает там, где можно, чтобы не ранить другого, он на ходу помогает всем и даже своему всё же сопернику, отцу Дианы, не даёт почувствовать себя униженным. И как джентльмен при этом он галантен, остроумен, по-спортивному грациозен в каждом движении.

При этом он вовсе лишен мачизма, его лучшие друзья — девушки. Спокойная уверенность в себе омрачена страхом смерти, ужасом, который в Ллойда вселяют старение и распад — он печален. А также он лишен важной добродетели американского героя: твёрдых планов на будущее и выраженных склонностей. Поэтому он всё же аутсайдер.

Критикесса Полин Кейл по выходу фильма сразу сравнила героя Кьюсака с господином Юло из классической комедии Жака Тати. Кажется, сопоставление неожиданное, но можно присмотреться к нему поближе. Кьюсак здесь действительно похож на Тати — и чертами лица, и выражением обезоруживающей растерянности. Оба пластичны, оба наполнены колоссальной внутренней энергией, сдерживаемой скромностью. Базен так описывает Юло: «Свойство господина Юло состоит, по-видимому, в том, что он не решается обрести полноту существования. В своих блужданиях он как бы воплощает скромную и неуверенную попытку — попытку быть!». «Попытка быть» вполне отвечает мироощущению подростка. Пока герой сам не знает, что сказать о себе, кроме «Я — Ллойд Доблер». Подруга наставляет его: «Не будь "парнем", будь мужчиной». Испытания обоих героев должны, как полагается в подростковом кино, стать инициацией взросления. Внезапность этого взросления, совпавшая с концом восьмидесятых, сегодня выглядит неслучайной.

Мир тогдашнего Голливуда, когда все недолго казалось простым и ясным, дал подростковому кино нескольких привлекательных героев. Ллойд Доблер находится в одном ряду с Томом Крузом из «Рискованного бизнеса» и Мэттью Бродериком из «Выходного Ферриса Бьюллера». Молодые львы, которые могут не знать, чего хотят, но мир всё равно под их ногами. Они симпатичны, они самолюбивы, им сопутствует удача. Но в фильме Кроу этот мир уже тронут разложением. Виной тому, очевидно, моральное и материальное банкротство предыдущих поколений — что прямо выражает сюжетная линия с отцом Дианы.

Мираж идеальной страны консерватизма и консьюмеризма таял, и в прошлое уходили её герои. Последний из этих крутых парней — Донни Дарко из фильма начала 21 века о восьмидесятых, герой обречённый и трагический. Американская Атлантида времён холодной войны уходила на дно, взлетающий с материка самолет уносил оставивших всё позади влюбленных обратно в старый свет. Единственная перспектива Ллойда там — в его любви к Диане, а меньшее, что он может для неё сделать — смягчить страх перед полетом. Там за кадром и начинается их взрослая жизнь, вместе со звуковым сигналом, разрешающим расстегнуть ремни безопасности.

Warner Bros и Питер Джексон готовят новый фильм по «Властелину колец» Warner Bros и Питер Джексон готовят новый фильм по «Властелину колец» Читать дальше 9 мая 2024
10 лучших фантастических сериалов всех времен (Секретные материалы только на 2 месте) 10 лучших фантастических сериалов всех времен (Секретные материалы только на 2 месте) Читать дальше 9 мая 2024
8 советских фильмов, которые подловили на нелепых исторических ошибках 8 советских фильмов, которые подловили на нелепых исторических ошибках Читать дальше 10 мая 2024
15 лучших русских комедий, снятых за последние 10 лет 15 лучших русских комедий, снятых за последние 10 лет Читать дальше 10 мая 2024
15 классных корейских дорам, на которые подсаживаешься с первой же серии 15 классных корейских дорам, на которые подсаживаешься с первой же серии Читать дальше 10 мая 2024
Ковбой Глен Пауэлл обуздывает ураган в трейлере фильма-катастрофы «Смерчи» Ковбой Глен Пауэлл обуздывает ураган в трейлере фильма-катастрофы «Смерчи» Читать дальше 10 мая 2024
8 советских фильмов, которые обязательно нужно показать ребенку 8 советских фильмов, которые обязательно нужно показать ребенку Читать дальше 9 мая 2024
10 документалок Netflix, которые опровергнут всё, что вы знали 10 документалок Netflix, которые опровергнут всё, что вы знали Читать дальше 10 мая 2024
Актер в кресле режиссера: 6 дебютов этого года Актер в кресле режиссера: 6 дебютов этого года Читать дальше 10 мая 2024
10 худших российских фильмов: зрители устроили им публичную порку 10 худших российских фильмов: зрители устроили им публичную порку Читать дальше 10 мая 2024
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше