Меню
Ваши билеты в личном кабинете

Пора-пора-порадуемся пародиям или похороним их? Размышляем о жанре

Пора-пора-порадуемся пародиям или похороним их? Размышляем о жанре

В российский прокат вышел комедийный фильм «Холмс и Ватсон», мягко говоря прохладно встреченный критикой, что заставило Михаила Бодухина задуматься о том, а когда вообще выходила последний раз приличная пародия? И заодно порассуждать об эволюции жанра.

В последние годы кинопародии приобрели плохую репутацию. Но, как нетрудно догадаться, так было не всегда. История жанра помнит картины, ставшие уже культовой классикой и вызывающие удовольствие, не требующее добавления эпитета «постыдное». Кто теперь вспомнит фильм «Час Зеро!»? Зато основанный в первую очередь на его сюжете «Аэроплан» давно вошел своими мемами в днк мировой поп-культуры. Остин Пауэрс и Фрэнк Дребин, Майк Майерс и Лесли Нильсен, Мэл Брукс и Джим Абрахамс, - имена, которые не только неразрывно связаны с пародийным жанром, но и, конечно, уже вписаны в историю кинематографа.

Пародии в кино имеют богатую родословную и появились еще на заре его становления. Одним из первых подобных фильмов стал «Маленькое ограбление поезда» Эдвина С. Поттера, отсылающего к предыдущему фильму того же режиссера «Большое ограбление поезда», великому немому основоположнику вестерна. Бастер Китон в своих короткометражках пародировал тропы мелодрам 1910-х, а Чарли Чаплин в «Великом диктаторе» высмеивал Гитлера и вместе с ним ленты Третьего рейха.

Пару десятилетий после к пародии на фюрера в своем режиссерском дебюте «Продюсеры» прибегал и Мэл Брукс, в 1970-е превратившийся в настоящего короля жанра. За карьеру он спародировал если не все, то многое: вестерны («Сверкающие седла») и хичкоковские триллеры («Страх высоты»), фильмы про Франкенштейна («Молодой Франкенштейн») и «Звездные войны» («Космические яйца»). То время вообще стало настоящим «золотым веком» пародии. В Британии царила труппа «Монти Пайтон», известная в том числе и своими комичными вариациями на тему короля Артура в «Священном Граале» или Христа в «Житие Брайана». А в 1980-е в жанре воцарилось творческое трио в лице братьев Цукер и Джима Абрахамса, каждый фильм которых неизменно становился культовым.

Ныне на всех этих мастеров принято ссылаться, как законодателей стиля в юморе. И действительно, чтобы снять, например, сцену из «Горячих голов» с отцом и сыном Шинами, - которые отсылают разом и к «Взводу», и «Апокалипсису сегодня», но при встрече в кадре внезапно кричат друг другу: «Ты классно сыграл в “Уолл-Стрит”», - или спародировать в «Голом пистолете» эпизод из депальмовских «Неприкасаемых», в свою очередь цитирующий «Броненосца Потемкина», нужно иметь вкус в принципе и вкус в кино в частности.

Пожалуй, главным условием хорошей пародии является именно любовь и признание особенностей объекта иронии, тогда как избитая сатира часто возникает из ненависти и непонимания. Это редко вспоминают, но Вуди Аллен значительную часть своей карьеры и не только на ее заре снимал именно пародии. Перепевал он фильмы Бергмана («Сексуальная комедия в летнюю ночь») и Феллини («Воспоминания о звездной пыли»), немецкий экспрессионизм («Тени и туман») и русскую литературу («Любовь и смерть», обязательный пункт к просмотру для книгочеев). Аналогичная ситуация с «Водной жизнью» Уэса Андерсона, отсылающей к «Одисее» Жака-Ифа Кусто. В их фильмах, конечно же, есть место гэгам, но главное, пожалуй, другое: в них схвачен дух первоисточников и переложен на авторский комический лад так искусно, а грань между иронией и искренностью в них настолько тонка, что у зрителей и не возникает желания награждать эти фильмы ярлыком «пародия». Наверное, лучший комплимент для такого рода кино, что можно придумать.

Теоретики рассматривают пародии как естественный этап развития жанров. Этот цикл прост: после того, как складываются жанровые законы, образуются клише, и, чтобы преодолеть пресыщенность ими, люди начинают их высмеивать, тем самым ломать существующие конвенции. Но как бы ни эволюционировали жанры, стереотипы в будущем неумолимо будут возникать снова, а значит будут появляться и новые пародии.

Маркером признания таких фильмов является их условное включение как в пародийный канон, так и канон как бы высмеянного жанра. Для примера можно вспомнить фильмы Эдгара Райта, чьи «Зомби по имени Шон» и «Типа крутые легавые» регулярно включаются в списки лучших фильмов про зомби и полицейский боевиков. То же самое применимо, скажем, и к пост-ироническим «Черному динамиту» и «Мачете», ностальгирующим по эксплотейшн-фильмам.

Упомянутые выше картины выходили на экраны уже в XXI веке, но чаще в контексте новейшего времени кажется, что на пародийном кино все-таки больше паразитируют. Возможно, в силу того, что бытует отношение, мол, технические и художественные огрехи могут сойти за жанровый прием, а значит снимать можно дешево и вообще кое-как и надеяться, что зритель довольствуется примитивным узнаванием оставленных отсылок. На этом поле преуспел дуэт Джейсон Фридберг – Аарон Селтцер. Снятые ими «Киносвидание», «Очень эпическое кино», «Знакомство со спартанцами» и «Вампирский засос» и нельзя поставить где-то в километре от «Совершенно секретно!» или «Робин Гуд: Мужчины в трико». И раз в таком случае на прокатное кино надежды мало, стоит обратить внимание на телевидение и в интернет.

А там окажется, что «вечное» шоу Saturday Night Live вполне живо и создает комические образы той силы, что повергают в хохот не только Америку, но и весь мир, как, например, в случае с Трампом Алека Болдуина. Энди Сэмберг с друзьями по группе Lonely Island снимал отличные и гомерически смешные короткометражки SNL Digital Shorts.

Из сериалов обнаружатся, скажем, обаятельная «Портландия» или блестящая «Документалистика сегодня», смешно и тонко обыгрывающая классические тропы документального кино. Где-то возле трио ЦАЦ расположилась Рашида Джонс с сериалом «Энджи Трайбека», да и «Бруклин 9-9» порой оттаптывается на клише сериалов о полицейских.

В интернете же пару лет назад всех порвала шведская среднеметражка «Кунг Фьюри», восхитительно пародирующая боевики и киберпанк 1980-х в эстетике эпохи видеосалонов. Пока русские зрители могли наслаждаться ламповыми конгениальными озвучками Володарского или Гоблина, по всему миру через сервис Kickstarter фанаты собрали бюджет для полнометражного сиквела, в который продюсеры подписали Майкла Фассбендера и Арнольда Шварценеггера.

В связи с последним примером вспоминается фильм Мишеля Гондри «Перемотка», где его герои, стараясь восстановить утраченные видеозаписи любимых фильмов, искренне переснимали их своими собственными силами в весьма ограниченных условиях, рождая не что иное, как старые добрые пародии. А это приводит к мысли, что жанр пародии никуда не исчезнет, оставаясь самым очевидным и естественным способом воссоздать или разобраться, по крайней мере прикоснуться к вещами, которые мы любим.

Полина Гагарина сходится со своим кумиром в трейлере сериала «Красные линии» Полина Гагарина сходится со своим кумиром в трейлере сериала «Красные линии» Читать дальше 25 апреля 2024
Даниэль Брюль движется к вершине мира высокой моды в трейлере сериала «Стать Карлом Лагерфельдом» Даниэль Брюль движется к вершине мира высокой моды в трейлере сериала «Стать Карлом Лагерфельдом» Читать дальше 25 апреля 2024
Психиатр Федор Бондарчук устраивает жестокий эксперимент в трейлере сериала «Калимба» Психиатр Федор Бондарчук устраивает жестокий эксперимент в трейлере сериала «Калимба» Читать дальше 25 апреля 2024
15 лучших боевиков за последние 5 лет с рейтингом 90% и выше 15 лучших боевиков за последние 5 лет с рейтингом 90% и выше Читать дальше 26 апреля 2024
15 сцен из советских фильмов, которые современным зрителям не понять 15 сцен из советских фильмов, которые современным зрителям не понять Читать дальше 26 апреля 2024
10 лучших фильмов ужасов 2023 года, о которых вы даже не слышали 10 лучших фильмов ужасов 2023 года, о которых вы даже не слышали Читать дальше 25 апреля 2024
12 лучших фэнтези фильмов за последние 5 лет с рейтингом 90% и выше 12 лучших фэнтези фильмов за последние 5 лет с рейтингом 90% и выше Читать дальше 25 апреля 2024
Топ 15 триллеров по Стивену Кингу: они получили наивысшую оценку зрителей Топ 15 триллеров по Стивену Кингу: они получили наивысшую оценку зрителей Читать дальше 25 апреля 2024
Антон Лапенко и Аглая Тарасова спасаются от киллера в трейлере комедии «Тополиный пух» Антон Лапенко и Аглая Тарасова спасаются от киллера в трейлере комедии «Тополиный пух» Читать дальше 25 апреля 2024
Джоди Комер, Аарон Тейлор-Джонсон и Рэйф Файнс сыграют в сиквеле «28 дней спустя» Джоди Комер, Аарон Тейлор-Джонсон и Рэйф Файнс сыграют в сиквеле «28 дней спустя» Читать дальше 25 апреля 2024
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше