ОРФАК в Суздале: Невротики-грабители, ребенок-вампир и банк сердец

18 марта 2019 18:39

Марат Шабаев заканчивает рассказы о российских мультфильмах. Последний материал про фестиваль в Суздале посвящён специальным показам. Зрители могли посмотреть новинки, которые ещё не вышли в прокат, и признанную мировую классику. Бонус — очень милые детские мультфильмы для пробуждения. Разумеется, называем имена победителей.

Читать на сайте

«Утренняя зарядка»

Программа показов детской анимации открывала каждый фестивальный день. Из-за этого аншлагов на ней не было — во время этих получасов зрители неспешно подтягивались уже на конкурсную программу. Между этим это далеко небезынтересное зрелище — «Утренняя зарядка» демонстрирует людей, которые, возможно, когда-то станут следующим поколением российских аниматоров. Самым молодым участникам здесь два года, поэтому в целом это очень незатейливые мультфильмы. Однако, это хороший повод собрать свои фестивальные мозги в кучку со вчерашнего вечера и настроиться на долгий день просмотра.

Это милые истории про червячков-паучков, российскую историю и самих себя. Один из хитов программы даже показали на открытии! «Лиса и голубь» семилетней Лизы Беляевой задает шуточный нарратив про хитрое животное, которое использует даже ракету для того, чтоб пожарить на сковороде несчастную птичку.

Какие-то детские мультфильмы напоминают концепты для полнометражного фантастического кино. «Однажды в Междумирье» семилетнего Александра Харламова выдает отличный сюжет про встречу с пришельцем-хамелеоном и подмигивает зрителю возможным твистом — как быть уверенным, что ты избавился от меняющего форму организма?

Есть здесь и попытки поговорить о нефигуративном искусстве. «Казимир Малевич» (авторы — Иван Манцов, Вячеслав Воробьев, Устина Лучкина и София Гадасина) — это краткая история зарождения супрематизма и возникновения футуристической оперы «Победа над Солнцем» Крученых и Матюшина.

По-хорошему эту программу стоит воспринимать в подобном ключе — примитивное и наивное искусство в ХХ веке стало авангардным, поэтому не стоит отмахиваться от детских проб и ошибок как от чего-то несерьёзного.

Полные метры

В конкурсной программе в этом году было четыре полнометражных мультфильма — все они уже побывали в российском прокате, и три из них являются продолжениями популярных детских франшиз («Три богатыря и наследница престола», «Снежная королева: Зазеркалье», «Смешарики. Дежавю». Четвертым полным метром конкурса стал «Гурвинек. Волшебная игра», про который мы уже написали отдельный текст.

Российской премьерой стал спецпоказ венгерского полнометражного мультфильма «Ограбление по Фрейду» Милорада Крстича, лауреата анимационного фестиваля в Анси и Берлинале. Это потрясающая по стилю работа, в центре которой модный психоаналитик Рубен Брандт. Его мучают кошмары, в которых он погибает от рук произведений искусства. Вместе со своими пациентами, профессиональными ворами, он отправляется на собственную арт-терапию — команде невротиков предстоит выкрасть «Олимпию» Мане и ещё дюжину картин из галерей и музеев.

Рейтинг 18+, поэтому стоит ждать обнаженки и сексуальных мотивов, кошмарных галлюцинаций с привлечением живописи и достаточно мрачной рисовки. Самый кайф ожидает синефилов — сюжет местами напоминает классику мирового кино, цитирует Хичкока и ссылается на немецкий экспрессионизм. В российский прокат мультфильм выйдет через месяц, и мы обязательно напишем про него подробнее.

Программа португальской анимации из коллекции Международного фестиваля MONSTRA

В этом году на фестивале представили специальную программу — срез 25-летней истории португальской анимации с середины 90-х до наших дней. Составил её Фернандо Галрито, художественный руководитель анимационного фестиваля в Лиссабоне, который не смог приехать в Суздаль лично по причине того, что MONSTRA в этом году начинается уже 20 марта. Некоторые из них мы советуем срочно найти и посмотреть — это малоизвестные жемчужины из далёкой страны, о которых почти никто у нас не знает.

Открывал программу фильм Аби Фейжо, участника международных фестивалей и анимационный режиссёр со стажем. Его «Фаду Лузитано» (1995) рассказывает историю Португалии как маленького, но гордого государства на краю Европы. Это анимация в духе Терри Гиллиама — забавная и местами абсурдная перекладка. «Фаду Лузитано» является очень ироничным автопортретом Португалии и дает представление как минимум о юмористической стороне национальных нравов.

Пластилиновый «Ш-ш-ш несовершенная настройка» (1999) помещает в центр кадра телевизор, который малоуспешно пытается настроить самого себя — то глаз отвалится, то изображение скукожится. Его снял Марио Жорже Невеш, известный своими рекламными роликами в пластилиновой технике.

Португалия XXI века не отстает от мировых анимационных трендов, а находится в их эпицентре — доказательством служат призы для современных национальных режиссеров. «Путешествие в Кабо-Верде» (2010) Жозе Мигеля Рибейру — это скетчевая шестидневная прогулка по островам Зелёного мыса, в которой есть место поискам себя, знакомству с местными жителями и морю — с принципиальным отказом от мобильного телефона и преимуществ цивилизации.

Португальские мультфильмы работают и с жанровой стилистикой — «Кали, маленький вампир» (2012) Реджины Пессоа выглядит как намеренный детский хоррор. Анимационная история про безобидного ребенка-вампира, у которого нет друзей, выглядит трогательной, но при этом ужасно пугающей — перед Кали разверзается натуральная экзистенциальная бездна. Закадровый текст читает Кристофер Пламмер, а в качестве музыкального сопровождения здесь звучит постиндастриал группы The Young Gods.

Концептуальная анимация «Сажа» (2014) Давида Дутеля и Васко Са активно использует в рисовке уголь. Это мрачная историю о грузе прошлого и депрессии, безрадостная зарисовка травматического события, которое отпечаталось глубоко в душе. Другой современный португальский фильм — «Между тенями» (2018) Алисы Гимарайш и Моники Сантош. Это стоп-моушен рассказ, стилизованный под нуар. Главная героиня работает в банке сердец, когда к ней обращается очаровательный незнакомец с предложением ограбить это учреждение. Это смешная и изобретательная история сочетает в себе анимационные элементы, настоящих актёров и дух черно-белых детективных историй.

Победители

Суздальский фестиваль предполагает большое количество наград, что неудивительно при такой разнообразной программе. Лауреатами стали следующие фильмы:Гран-при фестиваля

Специальные призы

Лучший профессиональный короткометражный фильм

Лучший фильм для детей

Лучший студенческий фильм

Лучший полнометражный фильм

Лучший сериал

Лучшая работа в прикладной анимации

Приз гильдии киноведов и кинокритиков

Также во время фестиваля за фильмы могли голосовать не только члены жюри, но и коллеги по цеху. Пятерка профессионального рейтинга в этом году выглядит так:

  1. «Пять минут до моря» (Наталья Мирзоян)
  2. «Узы» (Дина Великовская)
  3. «Лола живая картошка» (Леонид Шмельков)
  4. «Митина любовь» (Светлана Филиппова)
  5. «Здравствуйте, родные» (Александр Васильев)

Все материалы Киноафиши про Суздальский анимационный фестиваль - здесь.

Автор Марат Шабаев

Больше новостей