Меню
Ваши билеты в личном кабинете

Знают только избранные: 7 пасхалок из фильмов Гайдая, которые не заметила цензура

Знают только избранные: 7 пасхалок из фильмов Гайдая, которые не заметила цензура

Леонид Гайдай любил всяческие розыгрыши и частенько оставлял в своих комедиях подсказки, которые могли заметить лишь самые внимательные.

О большинстве пасхалок, присутствующих в лентах, зрители не догадываются и сегодня.

Добавочный 3-62

Этот тонкий политический намек могли расшифровать только догадливые поклонники творчества режиссера. В эпизоде фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Жорж Милославский звонит в квартиру Шпака, чтобы выманить того из дома. И произносит фразу «Алло, поликлиника? Добавочный 3-62». При этом в конце звучит «три шестьдесят две», а не «два», как нужно было.

Объяснение простое – незадолго до съемок картины стартовала борьба с пьянством.

И цены на крепкий алкоголь выросли до 3 рублей 62 копеек. Жители были возмущены, а Гайдай решил отразить это в своей комедии. Удивительно, но цензоры не заметили этого зашифрованного послания.

Номер посла

Знают только избранные: 7 пасхалок из фильмов Гайдая, которые не заметила цензура

В другой своей картине («Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика») Гайдай решил отреагировать на напряженную политическую обстановку в мире. Поэтому номер на машине-инвалидке был точно таким, как и у авто британского посла в то время.

Отсылка к комедийному трио

Знают только избранные: 7 пасхалок из фильмов Гайдая, которые не заметила цензура

А в комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» постановщик хотел отдать дань уважения знаменитой тройке. В самой ленте Трус, Балбес и Бывалый используют мотоколяску. Кстати, после выхода фильма ее даже стали называть «моргуновкой».

У транспортного средства не примечательный номер, но изначально он был совсем другим – «ББТ 75-21». И в нем заложен двойной смысл. Прежде всего, это аббревиатура с первыми буквами в прозвищах героев. Ну а числа вновь затрагивают алкогольную тему. В год выхода картины бутылка вина (0,75 л) стоила 2 рубля 10 копеек.

Кстати, в дальнейшем номерной знак меняется на «Д 1-01». Подобные номера использовали только дипломатические автомобили, что придает дополнительную комичность ситуации.

Реакция на денежную реформу

Знают только избранные: 7 пасхалок из фильмов Гайдая, которые не заметила цензура

Гайдай вообще любил использовать автомобильные номерные знаки как способ выразить свою реакцию. Так, в «Бриллиантовой руке» есть машина с номером «28-70 ОГО». В этом случае пасхалка связана с денежной реформой, произошедшей в начале 60-х. В результате деноминации российской валюты бутылка водки стала стоить 2,87, а не 28,70.

Что касается букв, был даже проведен анализ того, с чем они связаны. Сначала исследователи решили, что это номерной знак из Оренбургской области. Однако в те годы использовались буквы только до «Е». Поэтому, вероятнее всего, «ОГО» было лишь эмоциональной реакцией постановщика в отношении реформы.

Собственная биография

Немногие знают, что в «Операции «Ы» режиссер отразил эпизод из своей биографии. Во время войны он служил в Монголии, где объезжал лошадей для отправки на фронт. Когда в его часть прибыли военные, которые набирали желающих отправиться служить, он отвечал так же, как в будущем герой его комедии: «Я!»

Так Гайдай реагировал на вопросы о том, кто хочет в артиллерию, кто во флот, разведку или кавалерию. На что военком предложил ему подождать, пока он не огласит весь список.

Библиотека

В той же ленте о приключениях Шурика есть скрытая пасхалка. В одной из новелл Трус спрашивает, как пройти в библиотеку. А действие, между прочим, происходит в 3 ночи. Но все становится на свои места, если обратить внимание на другой эпизод, в котором показывают двери университетской библиотеки. Внимательные зрители заметили часы ее работы – с 3 ночи до 6 вечера.

Подготовка к взрыву

Знают только избранные: 7 пасхалок из фильмов Гайдая, которые не заметила цензура

В «Бриллиантовой руке» можно заметить команды «Огонь» и «Готовьсь» на теплоходе. Хотя их, конечно, не могло быть на обычном туристическом лайнере. А все дело в том, что Гайдай собирался сделать в финале картины фееричный взрыв, для чего и требовались команды на пульте управления. Он был нужен лишь для того, чтобы худсовет начал возражать. Режиссер же соглашался вырезать взрыв, только бы ему разрешили не удалять другие спорные сцены.

На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше