Меню
Ваши билеты в личном кабинете

«С этого фильма началась деградация Гайдая»: вот в чем обвиняли «Не может быть!»

«С этого фильма началась деградация Гайдая»: вот в чем обвиняли «Не может быть!»

Не все зрители и кинокритики были в восторге от сатирической комедии Леонида Гайдая.

Вмешательство цензуры

Режиссер картины «Не может быть!» Леонид Гайдай давно мечтал экранизировать произведения Михаила Зощенко. Творчеством этого писателя он интересовался давно, а фельетон «Интересная кража в кооперативе» даже вдохновил его на создание новеллы про ограбление склада в «Операции «Ы».

Изначально Гайдай собирался поступить с рассказами Зощенко так же, как с пьесой Михаила Булгакова, по которой был снят фильм «Иван Васильевич меняет профессию»: перенести действие в современность. Однако из-за того, что акцент в будущей картине делался на людских пороках – жадности, глупости, пьянстве и т.д., – художественный совет строго-настрого запретил режиссеру переносить сюжет в СССР. По мнению цензуры, советские люди не могли страдать от таких недостатков.

В итоге Леонид Гайдай решил перенести на экран три произведения Зощенко: рассказы «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и пьесу «Свадьба».

Фильм вышел на экраны в 1975 году. Комедия «Не может быть!» вошла в число лидеров проката, но пришлась по душе далеко не всем кинокритикам и зрителям.

«Сюжеты можно найти и похлеще»

Кинообозреватель «Комсомольской правды» Юрий Смелков писал, что, если режиссер обращается к творчеству такого писателя, как Зощенко, он просто обязан передать на экране дух его произведений, смысл его творчества, а не просто продемонстрировать ряд сюжетов.

«Сюжеты можно найти и похлеще», – отметил кинокритик, намекая, что Леонид Гайдай мог выбрать для экранизации куда более интересные и яркие фельетоны Зощенко.

«Искрометный юмор заменили дешевыми шутками»

Мнение советского кинокритика разделяют современные зрители. По мнению поклонников творчества режиссера, юмор в киноленте куда более плоский, чем в ранних работах режиссера.

«Из всех фильмов Гайдая настоящей комедией могу назвать «Кавказскую пленницу» и созданные до нее. Я уважаю себя. Еще мне не хватало смеяться над бегающим поросенком», – поделился своими впечатлениями о кинокартине один из интернет-пользователей.

«С этого фильма началась деградация Гайдая как режиссера комедийных фильмов. Шедевры бесконечно снимать сложно. Искрометный юмор заменили дешевыми шутками, но и в этих фильмах бывали проблески. Кто смотрел ранние фильмы Гайдая, поймет меня», – поддержал его другой юзер.

«Единственный, наверное, фильм Гайдая, который я в детстве не смотрел, недавно пару раз посмотрел – не понял. Ну, как бы не зашло», – с грустью констатировал еще один комментатор.

По мнению многих зрителей, после выхода блистательного «Ивана Васильевича...» в 1973 году в творчестве Леонида Гайдая произошел перелом, причем не в лучшую сторону. Это отражается и на рейтинге фильмов – на портале «Кинопоиск» можно проследить, как меняется средняя оценка от более ранних картин к поздним. Так, например, если «Самогонщики» (1962), «Бриллиантовая рука» (1968), «12 стульев» (1971) имеют средний балл 8,3, 8,5 и 8,2 соответственно, то комедии «Опасно для жизни!» (1985), «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989) и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) пользователи оценили ниже – на 7,1, 6,3 и 7 баллов.

На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше