Почему из «Бриллиантовой руки» чуть не вырезали песню про остров невезения
Комедии Леонида Гайдая зрители могут пересматривать раз за разом.
И «Бриллиантовая рука» – одна из таких «нетленок». Первоначально режиссер планировал включить в проект только 2 песни – «Про зайцев» и «Помоги мне». Однако во время работы над фильмом сценарий претерпел некоторые изменения. Именно так появился очередной шлягер «Остров невезения». И мало кто знает о том, что один из лучших хитов ленты мог быть вырезан на стадии монтажа.
История создания
«Острова невезения» не было в первой версии картины. Поэт Леонид Дербенев как-то пришел к Александру Зацепину с набросками очередного стихотворения. Он сам говорил, что в тексте про незадачливых дикарей все построено на звуках.
Композитор остался в восторге от стихотворения и решил написать к нему мелодию. Обычно он так не поступал, предпочитая сочинять музыку без привязки к текстам. Но в этот раз решил отступить от правил.
Зацепин подготовил композицию и отправился с готовой песней к Леониду Гайдаю. На «Мосфильме» он попросил постановщика включить ее в съемки «Бриллиантовой руки». Режиссер возражал, ведь хронометраж был расписан по секундам. Он был уверен, что очередная музыкальная вставка не позволит ему уложиться в отведенное время. Ему даже приходилось снимать проект с секундомером. Поэтому все было точно выверено.
Однако Зацепин не сдавался. Тогда сценарист Яков Костюковский решил добавить еще одну сцену. Первоначально в сценарии присутствовал длинный диалог между главными героями. Текст отредактировали, и появился эпизод на палубе.
Андрей Миронов решил сымпровизировать и сам придумал танцевальный номер.
Поскольку Гайдай все равно отказывался включать еще одну песню, Миронов выступил с ним со своей импровизацией, чем окончательно покорил режиссера. Было решено немного изменить сценарий. В то же время приняли решение назвать теплоход именем поэта Михаила Светлова. Он был другом Костюковского. В сцене, где герой Миронова танцует, можно увидеть спасательные круги с названием судна.
Дальнейшая судьба песни
Хотя «Остров невезения» и получил постоянную прописку в комедии, на этом судьба композиции еще не была решена. Главное препятствие было впереди – «Бриллиантовую руку» показывали комиссии Госкино, которая допускала фильмы к прокату.
Лента не сразу прошла цензуру. У членов комиссии было несколько претензий к одной из самых ярких песен советского кинематографа.
Прежде всего – они спорили о том, какое отношение текст про невезучих дикарей имеет к сюжету. Эльдар Рязанов был недоволен больше всех цензоров. «Остров невезения» сочли чисто музыкальным номером, который можно исключить без малейшего ущерба для сценария.
Леонид Гайдай и сам это понимал, однако был в таком восторге от танца Миронова, что стремился любыми способами его сохранить.
Второй претензией членов комиссии была строчка про отмену понедельников. Фразу сочли неподобающей, да еще и призывающей к смене конституции Советского Союза.
Режиссеру пришлось долго отстаивать свое детище. Вышел он из ситуации своеобразно. В конце ленты постановщик добавил ядерный взрыв, который просто добил цензоров. Они согласились оставить практически все без изменений, лишь бы он убрал финальный эпизод.
Гайдай без колебаний согласился, ведь на это и был расчет. Только благодаря его упорству и хитрости «Бриллиантовая рука» осталась в том виде, в котором постановщик изначально задумывал комедию. Ну а «Остров невезения» зрители действительно запомнили и полюбили. Поэтому стремление композитора ввести песню в фильм, а затем и упорство Миронова и Гайдая оказалось не напрасным.