«Сказка ложь, да в ней намек», — писал классик. Эти строки с детства знакомы почти каждому. Они говорят о том, что истории не нужно воспринимать буквально.
Однако этим советом нередко пренебрегают. Пытаются расшифровать самые очевидные «указатели», а о скрытых смыслах забывают.
Именно так получилось и со сказкой «По щучьему велению». Емеля на своей печи — бездельник, который ничего не хочет совершать и помогать родным. Он готов лишь развлекаться.
Мораль на первый взгляд очевидна. Лениться плохо, трудиться хорошо. И это действительно так. Однако в знакомой издавна истории есть второй, более сложный смысловой пласт.
Неслучайно в центре событий оказывается именно печь. Она служит символом созерцания. Емеля не просто ленив, он не нашел своего места, поэтому постоянно погружен в себя и не хочет создавать прочные связи с внешним миром.
Щука же — свободное природное создание. Она помогает бездельнику осознать его настоящие желания и сделать первый шаг на пути к счастливой жизни.
Соответственно, сказа учит не только трудиться, но и прислушиваться к себе. А еще не отчаиваться, если не сразу выходит обнаружить свое дело или увлечение.