Меню
Ваши билеты в личном кабинете

23-ий Открытый Российский Фестиваль анимационного кино в Суздале: обзоры программ и итоги (часть 1)

23-ий Открытый Российский Фестиваль анимационного кино в Суздале: обзоры программ и итоги (часть 1)

Детский визг в холле, зал, набитый битком, зрители на ступеньках и джем-сейшн до пяти утра – в Суздале прошел 23-ий Открытый Российский Фестиваль анимационного кино. О его главных фильмах мы вам  и расскажем.

Детский визг в холле, зал, набитый битком, зрители на ступеньках и джем-сейшн до пяти утра – в Суздале прошел 23-ий Открытый Российский Фестиваль анимационного кино. О его главных фильмах мы вам и расскажем.

Синий слон, зеленая кошка

(Конкурс сериалов)

Кадр из сериала «Джинглики» (конкурс сериалов)
Кадр из сериала «Джинглики»

Как ни странно, именно сериалы оказались на фестивале «самым слабым звеном». В этом действительно есть какая-то загадка, потому что по сравнению с прошлым годом количество присланных заявок увеличилось почти втрое. Следовательно, вполне логично предположить, что средний уровень работ, пробившихся в конкурс, должен был вырасти – ведь конкуренция стала жестче. Ан нет! Пресловутый «средний уровень» оказался и в самом деле довольно средним.

Такое впечатление, что авторы сериалов слишком уж хорошо знают, что и как нужно снимать для детей. Рисунок попроще, краски поярче, песенка пободрее. При этом из мультфильма в мультфильм дублируется практически всё: набор персонажей (котики, собачки, лисички), их прорисовка (главное, чтобы таращились глазки, остальное – не важно), работа с цветом (оттенки «вырви глаз» явно в приоритете). Сюжетные повороты в дефиците: их заменяет бодренькое мельтешение на экране – «догонялки», падения и так далее. Музыка в большинстве случаев тоже навевает лишь «грусть тоску»: после пятого сериала начинает казаться, что песенка у авторов была одна на всех, и писали ее на одной и той же студии за один и тот же (крайне «невеселый») бюджет.

Настораживает и то, что значительная часть сериалов снималась «просветительства ради»: поэтому время от времени занудство в зал льется рекой (находить баланс между развлекательной формой и познавательным содержанием получается, мягко говоря, далеко не всегда). Но на логику в целом внимания никто почему-то не обращает. Доходит до смешного: например, в серии, которая рассказывает малышам о жизни леса, одним из рассказчиков является… синий слон. Нет, я не спрашиваю, почему слон синий: кошка сиреневая, собачка голубая – всё нормально, ага! Но что забыл слон в наших брянских лесах?! Почему именно он должен рассказывать детям о деревьях средней полосы? Почему не розовый жираф, например?! Простите, не понимаю. Впрочем, такая необязательность, случайность в выборе сюжета и персонажей встречается среди сериальных работ на каждом шагу.

Тем не менее, удачные примеры все-таки есть. Из обучающих сериалов я бы выделила «Бодо Бородо» Владимира Сахновского – хулиганский интернет-проект, снятый явно за полкопейки. Нет, вряд ли «Бородо» можно назвать идеальным: наоборот, к нему можно придираться до бесконечности. Однако занудства в нем нет, и свою функцию он выполняет: учит детей читать – и делает это в очень доступной форме. Такую бы идею скрестить с приличным бюджетом – цены бы проекту не было.

Кадр из сериала «Фееринки» (конкурс сериалов)
Кадр из сериала «Фееринки»

Также довольно занятными оказались сериалы, которые я бы отнесла к «современной» группе. Они явно ориентированы на насмотренного зрителя, чаще всего подростка – подростка, знакомого с комиксами, с гаджетами, с компьютерными играми. Другими словами, студии пытаются создавать по-настоящему актуальный продукт, который бы разговаривал с аудиторией на одном языке. И очень здорово, что таких проектов всё больше.

Сложно судить по одному эпизоду, но самыми любопытными в этой «группе» мне показались сериалы «Герои Энвелла» (анимационная студия «Паровоз») и «Джинглики» («Open Alliance Media»). «Герои» были даже представлены на выставке в Каннах (где стали 20-ми в списке из более 1500 проектов). В центре сериала – школьники, попавшие внутрь компьютерной игры, при этом их школьные проблемы никуда не исчезают. Контраст и взаимодействие мира реального и мира компьютерного – отличный ход и изюминка сериала, который благодаря такому решению не превращается в банальную «стреляку».

Не отстают от «Героев» и «Джинглики», показавшие на фестивале серию о пиарщице, устроившей рукотворную сенсацию, дабы привлечь внимание к «Балу страшилок». (Кстати, именно «Джинглики» получили большинство голосов в ходе зрительского голосования «Открытая премьера»). А победителем в конкурсе сериалов стал проект «Фееринки» (Agama Film Studio) – идеальное ТВ-лакомство для девчонок о современных маленьких феях. Кстати, у всех этих сериалов отличный международный потенциал. Что тоже радует.

Огурец как оружие пролетариата, или Супрематические эмоции

(Конкурс студенческих фильмов)

Кадр из фильма «Дача, пришельцы, огурцы»
Кадр из фильма «Дача, пришельцы, огурцы»

«Я собрала его дней за десять и послала на фестиваль просто так, «по приколу». А теперь он в конкурсе, и мне жутко страшно», – сказала Александра Деева, режиссер фильма «2,5 секунд», представляя свою работу. Прозвучало это как-то не слишком многообещающе, однако, по факту, этот крошечный мультфильм (о том, как героиня грохнулась на концерте) оказался одним из самых запоминающихся на всем фестивале. В нем было то, чего так не хватало, например, конкурсу сериалов: внутренняя свобода, самоирония и безбашенное хулиганство. Впрочем, по счастью, что-то подобное можно сказать и других студенческих «конкурсантах».

Показы студенческих и дебютных работ и в самом деле здорово отличались от сериальных или полнометражных. Зал был битком, «сочувствующие» сидели на ступеньках. Студенты то волновались до ику, то глупо хихикали в микрофон, не в силах внятно представить миру свой первый опус. Но именно эти показы и стали самой живой частью всего фестиваля.

Кадр из фильма «А как наши космонавты»
Кадр из фильма «А как наши космонавты»

Работы же были разные. Иногда сделанные «на коленке» с бюджетом «ниже нуля», иногда при «заступничестве» крупных «помощников» (таких как «Союзмультфильм» или «ВГИК-дебют»). Иногда слишком наивные, иногда по-детски незрелые, но в них то и дело чувствовался хулиганский максимализм, кайф от своей будущей профессии и желание схватить всю вселенную за воротник да гаркнуть ей в ухо так, чтоб она оглохла. Без такого максимализма, кстати, художником и не стать. Ремесленником – да. А вот художником – не получится.

Выражается этот максимализм в том числе и в интересе к абстракции, к игре с формой. Таких работ было на фестивале несколько. Среди них «В ритме» Натальи Волковой и «Красное и черное» Екатерины Кудояровой (обе студентки из ВГИКа). Второй фильм даже получил диплом с шуточной формулировкой «За динамичное отображение супрематической эмоции».

Кадр из фильма «Красное и черное»
Кадр из фильма «Красное и черное»

Не менее оригинальной формулировкой может похвастаться и еще один диплом, выданный в категории «студенческое кино»: работу Екатерины Михеевой наградили «за высокий полет огурца». Что ж, полет огурца и в самом деле оказался высок: герой фильма «Дача, пришельцы, огурцы» сбивает летающую тарелку с помощью именно этого овоща. Кстати, сам мультфильм очень симпатичен: даже Юрий Норштейн отметил «необычность рисунка и непосредственность формы». (Я бы еще добавила, что «Дача» – дурачество чистой воды, причем в лучшем смысле этого слова.)

Победил же в категории «Студенческое кино» проект Галины Голубевой «А как наши космонавты», снятый на «Союзмультфильме». Сделан он в технике пластилиновой перекладки. В центре сюжета – три добрых молодца, которые на печи отправились сажать на Марсе пшеницу. За результат краснеть не пришлось ни молодцам, ни автору. Отличное зрительское кино.

Русский народный хоррор и поверженные старушки

(Конкурс дебютных фильмов)

6. Кадр из фильма «Бирюк»
Кадр из фильма «Бирюк»

По сравнению со студенческими, дебютных фильмов было не так уж много. Мой фаворит – «Бирюк» Полины Федоровой (студия «Урал-Синема»). Сюжет его проще пряника: бабушка хотела слегка припугнуть непоседливую внучку, а та испугалась по-настоящему и «пригласила» в свои сны всю нечисть из местных легенд. Да, кому-то этот фильм может показаться неоправданно мрачным, но для меня тягучая и загадочная атмосфера «Бирюка» куда интереснее фальшиво-бодреньких кошечек и собачек. Кстати, «Бирюк» не уехал с фестиваля «порожняком»: в его копилке диплом в категории «Лучший фильм для детей».

А вот задорному зрительскому проекту Анны Юдиной «Коля и старушки» повезло чуть меньше: жюри его не «заметило», хотя зрители и коллеги голосовали за «Колю» весьма охотно (в зрительском голосовании он стал вторым, а в профессиональном рейтинге – четвертым). О чем фильм? – о дворовой войне между беспокойным сорванцом и степенными любительницами голубей.

Кадр из фильма «Коля и старушки»
Кадр из фильма «Коля и старушки»

Нельзя пройти мимо анимационной притчи – «Белоснежья» Ирины Эльшанской (диплом в категории «Дебюты»). Пластилиновый человек заточен в белоснежно-стерильной комнате – и чувствует себя виноватым (греховным?), потому что каждое его прикосновение белоснежную гармонию оскверняет. Он упрямо борется с собственной «грязью» – но у него не выходит. Да и нужна ли такая борьба?! Так ли обязательно белоснежье? Может, те, кто «поставляли» тебе ведра и тряпки, просто исполняли твои просьбы, а вовсе не заставляли тебя драить до блеска пол? Впрочем, это лишь одна из трактовок: как и в любой притче, их может быть несколько.

Кадр из фильма «Первый гром»
Кадр из фильма «Первый гром»

Лучшим же дебютом стал «Первый гром» Анастасии Мелиховой (Студия «Урал-Синема) – странноватый, но полный поэзии фильм, нарисованный акварелью. Приход весны, пробуждение и преображение, сердитый и испуганный человечек на ладошке самой природы – это и есть «Первый гром», мрачновато-чудной и обаятельный одновременно.

Любовалась анимацией Вера Алёнушкина

На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше