Победители и призеры: завершаем рассказ о суздальском анимационном фестивале – 2021

24 марта 2021 14:12

С 15 по 23 марта в Суздале проходит XXVI Открытый российский фестиваль анимационного кино. Киноафиша ведет дневник с места событий и пытается разобраться в современных тенденциях мультипликации.

Читать на сайте

Как и в прошлом году, суздальский анимационный фестиваль оказался щедр на награды и богат на формулировки для победителей. Специальный приз жюри «За лаконичность формы и глубину содержания» получил мультфильм «За забором» — одна из редких документальных работ, представленных на фестивале. Она основана на дневнике Татьяны Внукевич-Багдасарьян, прожившей 35 лет в психоневрологическом диспансере, и показывает несколько страшных эпизодов из этого пребывания. Одним из всеобщих любимцев смотра стала короткометражка «Ба», получившая приз за лучший короткометражный профессиональный фильм. Ее анимация выполнена в довольно агрессивном и немного схематичном рисованном стиле. Главная героиня — пятилетняя девочка, которая обожает слушать оперу «Мадам Баттерфляй», отвлекающую ее от семейных драм. Родители больше не хотят быть вместе, и ребенок оказывается нужен только бабушке. Диплом в категории «Лучшая работа в прикладной анимации» присужден фильму «Букет из салюта». В этот раз формулировка награды как нельзя лучше описывает мультфильм — «За художественное возвращение в Ленинград нашего детства». Сама анимационная работа также является официальным видеоклипом одноименной песни группы «Яуза».

За забором

Также в рамках фестиваля состоялся показ новой работы Александра Свирского «Вадим на прогулке», которую наградили «за сочетание философии и художественного образа». Мультфильм имеет узнаваемый психоделический стиль автора, но в этот раз звук окончательно стал преобладать над изображением. Сюжет, как всегда, довольно условен и рассказывает о Вадиме, вынужденном покинуть свою комнату, правда, на улице его не ждет ничего хорошего и придется столкнуться с социальной жизнью, лишенной смысла. Тоже немного безумным оказался и другой призер «Сахарное шоу». Перед нами разворачиваются истории жестокой любви, наполненные абьюзом и оканчивающиеся сломанными судьбами. Мультфильм занял третье место в профессиональном рейтинге.

Вадим на прогулке

Гран-при фестиваля, а также приз мэтров имени Александра Татарского «Прорыв» ушли полнометражной картине «Нос, или заговор «не таких» Андрея Хржановского. Основой стала повесть Николая Гоголя «Нос» и ее постановка, созданная Дмитрием Шостаковичем, а в центре истории оказались реальные знаменитые творцы-первопроходцы, готовые до самого конца отстаивать собственные идеи и замыслы. Среди героев можно встретить самих Гоголя и Шостаковича, а также писателя Михаила Булгакова и режиссера Всеволода Мейерхольда. Мультфильм сочетает сразу два анимационных стиля: перекладной и рисованный.

Нос, или Заговор «не таких»

Короткометражка «Пожарник» оказывается трогательной историей о бравом пожарном, который пытается потушить любой, даже неопасный огонь, мешая окружающим. Так будет продолжаться недолго, пока пламя не вспыхнет в его сердце и не вынудит пересмотреть свои взгляды на жизнь. Эта работа получила диплом за «лучший фильм для детей» и заняла второе место в рейтинге профессионального жюри. Победителем фестиваля в 2021 году стал мультфильм «10 000 безобразных пятен» Дмитрия Геллера с формулировкой «за уникальное владение искусством анимации». Сюжет рассказывает историю двух друзей, едущих на встречу друг с другом. Сам мультфильм выполнен в рисованном стиле и использует множество образов из азиатской культуры. Эта короткометражка также была отмечена призом Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ.

Пожарник

Подведение итогов любого современного фестиваля, которому удалось вопреки всем ограничениям и запретам сделать крупное офлайн-мероприятие, превращается в банальность. Моментально хочется сказать, что победителями стали все участники и зрители, ведь без них это было невозможно. Но понять, что это не просто красивые слова можно, лишь окунувшись в бурный фестиваль с головой. С другой стороны, оперативный запуск собственной онлайн-платформы позволил фестивалю стать ближе к зрителю и показать множество вдохновляющей анимации. Остается надеяться, что в следующем году эта традиция продолжится.

Автор Константин Киценюк

Больше новостей