Запретная зона: как сериал «Хрустальный» изменил восприятие темы насилия

15 июня 2021 12:09 Пресс-служба KION

В новом онлайн-кинотеатре KION от МТС вышел сериал Душана Глигорова «Хрустальный». Это история проработки детской травмы длиною в жизнь. Параллельно с этим главный герой разыскивает маньяка в своем родном городе. Разбираемся, как проект по сценарию Олега Маловичко изменил восприятие насилия на экране. Зарегистрируйся на KION уже сейчас и весь месяц смотри новые проекты бесплатно.

Читать на сайте

История нового эксклюзива KION развивается вокруг следователя Сергея Смирнова, персонажа актера Антона Васильева. Он — опытный «охотник на маньяков», который имеет хорошие показатели раскрываемости преступлений. Смирнова хвалят коллеги за его уникальный метод; чтобы поймать маньяка, он старается мыслить как маньяк, встать на его место.

Оказавшись в Хрустальном, городе, где Сергей вырос, герой придерживается той же тактики, но к успеху приходит не сразу. Всему виной вкрапление личного в его профессиональную деятельность; когда-то много лет назад маленького Сергея изнасиловали. Причем сделали это несколько раз (сначала — местный маньяк, которого позднее поймали, потом ребята-старшеклассники надругались над ним на отдаленном от города пляже).

Подобные истории в российских реалиях — давно не редкость. Но попытки положить реальный опыт на сценарий художественного произведения, кажется, до «Хрустального» толком не было. Сюжет сериала основан на реальном опыте одного из его создателей, который подвергся избиению и попытке изнасилования со стороны отчима.

Актер Антон Васильев сыграл главную роль в сериале

Идея того, что насилию в обществе может подвергнуться не только женщина (в патриархальном мире по-прежнему представляемая как «слабый пол»), далеко не нова. Но говорить об этом публично не очень-то принято — как женщинами, так и мужчинами. Угнетающий тезис «сама виновата» если и перестал «сидеть» в наших устах (да и то не во всех), то остался где-то на подсознании. Поэтому насилию на экране чаще всего подвергаются именно женщины: потому что одела короткую юбку, потому что не научилась самообороне, потому что не написала заявление, когда нужно было это сделать, потому что предпочла молчать, когда нужно было говорить.

«Хрустальный» же показывает, как травмы могут изменить с ног на голову и жизнь мужчины — буквально сломать его, побороть любые амбиции, низвергнуть любые попытки позитивного мышления. Сериал представлен в типовом для драматических многосерийных историй формате 50-минутных серий. При этом эпизодов в сериале всего 10, что позволяет не слишком-то затягивать развитие действия и дать зрителям ожидаемую развязку, ближе к которой накал эмоций по обе стороны экрана возрастает до предела.

Хрустальный

Конечно, «Хрустальный» — совсем не кино про поиск маньяка. Таинственный убийца, похищающий и насилующий детей, в сюжете Олега Маловичко не более чем триггер, «спусковой крючок», который толкает персонажа Антона Васильева к терапии, к изменениям привычного уклада жизни. На первый взгляд кажется, что он смирился с инцидентом из далекого детства. Но позже становится понятно, что не помогают ни замкнутость, ни алкоголь, ни напускной мачизм, который проявляется, стоит Смирнову остаться наедине с женщиной.

Кинокритики, посмотревшие сериал, отмечают явные параллели с хитом HBO «Настоящий детектив». «Побитая провинция, эффектный саундтрек, один правильный коп-семьянин, а другой — со скелетами в шкафу, психологической травмой и странными мыслями: «Нужно хотеть того же, что и маньяк. И я хотел, представлял, чтобы я сделал с этими девочками», — пишут в «Кинорепортере». Зрителям, которые оценили проект, выделяют неподдельный страх, который возникает во время просмотра: «Веет могильным холодом, сквозняк обдувает ноги. Насилие над детьми жутко само по себе, а насилие изощренное, совершенное носителем больного, извращенного сознания, страшно вдвойне. Все это происходит в знакомых локациях сонного, провинциального городка».

Хрустальный

Безусловно, подобных проектов должно быть больше. Во времена, когда мир идет к целостному равноправию, историй о травмах, о мужчинах, позволяющих себе быть слабыми и сломленными, о героях, которые не чураются проявлять эмоции и быть живыми и разными, должно быть гораздо больше самых разнообразных историй. Возможно, наблюдая подобные образы в художественных проектах, к людям, пережившим такое в реальной жизни, также изменится отношение.

Развернуть
Автор

Больше новостей