Хороший немец: Берлинале провожает своего директора Дитера Косслика

7 февраля 2019 11:27

Рассказываем, почему стоит запомнить 69-й Берлинский кинофестиваль.

Читать на сайте

Перед началом любого кинофестиваля принято писать тексты вроде «Икс главных фильмов, которые там покажут». Проблема Берлина в 2019 году в отсутствии картин, которыми можно было бы зацепить массового зрителя. Здесь не показывают кино уровня «Логана», как пару лет назад (да, премьера последнего фильма о Росомахе прошла на Берлинале), Анджелина Джоли не везёт сюда свой очередной фильм (дебютный она тоже показывала в Берлине), а в списке звёзд, которые прибудут на красную дорожку, в основном немецкие имена.

И всё же 69-й Берлинале очень ожидаемый фестиваль. Вот почему.

Это последний кинофестиваль, который проводится под руководством Дитера Косслика, мужчины с набором экстравагантных шарфов, шляп и солидной творческой судьбой. В 2001 году, получив должность программного директора, Косслик уже был знаком европейской киноиндустрии. Он руководил Гамбургским кинофондом, который выделял средства на поддержку съёмок фильмов режиссёров вроде Стивена Фрирза и Ларса фон Триера, и постепенно вылился в Гамбургский кинофестиваль. Работа Косслика по поддержке кинематографистов жива, его фонд перерос Германию и теперь называется European Film Promotion — это сеть из 38 киноагентств, которые объединились для продвижения европейского кино.

Мэрил Стрип и Дитер Косслик

Косслик же стоял у истоков новой системы национального финансирования немецкого кино. Она появилась в начале 1990-х, когда кинематографисты столкнулись с новой проблемой: появившиеся мультиплексы грозили полным исчезновением авторского кинематографа. Тогда-то и был основан фонд поддержки национального кино, который также занялся перестройкой и переоборудованием маленьких региональных кинотеатров.

Развивая ко-продукцию, Косслик помог в производстве таких фильмов, как «Танцующая в темноте», «Амели», «Беги, Лола, беги». Он организовывал семинары и встречи, собирая продюсеров и финансистов; помог найти инвестиции для киношколы в Кёльне и распределял гранты. Его подход к Берлинскому фестивалю неотъемлемо связан со всей его предыдущей работой. «Мне хотелось придумать концепцию кинофестиваля класса А, которая бы отличалась от всего существующего, — говорил Дитер Косслик. — И мы запустили рынок ко-продукции, секцию Talents (в ней представляют молодых звёздприм. ред.), программу Berlinale Goes Kiez для поддержки кинотеатров всего Берлина».

Шеa Берлинале с сувенирной продукцией фестиваля: бессменным плюшевым мишкой и кружкой с логотипом фестиваля

Благодаря бешеной энергии Косслик вывел Берлин на новую орбиту — фестиваль перестал быть бедной родственницей своих старших коллег Канна и Венеции и превратился в один из самых главных киносмотров, чутко откликающихся на мировые проблемы. Косслик активно продвигал немецкий кинематограф (равно как и Канны с Венецией продвигают французский и итальянский). В 2004-м «Золотой медведь» достался Фатиху Акину за драму «Головой о стену», сделав молодого режиссёра знаменитостью. Как и многие режиссёры, Акин после победы в Берлине оказался в Каннах и Венеции, но в этом году его новая картина «Золотая перчатка» — в конкурсе Берлинале. Это история серийного убийцы, который действует в Гамбурге в начале 1970-х. Немцы очень многое ставят на эту криминальную драму: 21 февраля она выходит в местный прокат при поддержке Warner и, возможно, станет хитом. Местная пресса называет «Перчатку» хоррором — скоро узнаем, так ли это.

Берлинале очень преобразился под руководством Косслика. В этом году бюджет фестиваля составляет 26 млн евро (это примерно 30 млн долларов). В прошлом году фестиваль продал 300 000 билетов, сделав Берлинале самым крупным публичным кинофестивалем мира. Пожалуй, сравниться с ним может только Торонто, но там нет конкурсной программы. Канны закрыты для обычного зрителя (только пресса и индустрия), билеты на венецианские показы купить непросто (и дорого). Есть, конечно, и не очень радостная статистика: при росте посетителей Берлинале, количество проданных билетов в немецкие кинотеатры снижается. По сравнению с 2017 годом, оно упало почти на 16% в 2018-м.

Косслик не ссорится со стриминговыми компаниями: в этом году в конкурсе — драма Изабель Койшет «Элиза и Марсела» производства Netflix. «В наше время параметры кино и аудиовизуального бизнеса меняются», — отмечает Дитер Косслик, в свои 70 лет прекрасно понимая, что кино больше не будет прежним, и на рынок вышли новые игроки. «Мы боремся за кинотеатры, но невозможно исключать Netflix потому, что они покупают фильмы для показа у себя, — говорит Косслик. — Но если у фильма нет никакого проката, и он сразу появляется в стриминге, мы не возьмем его в конкурс». Койшет повезло: её картина будет показана в Испании, прежде чем окажется на Netflix, поэтому она в конкурсе.

Дитер Косслик на красной дорожке Берлинале

Когда в прошлом году на Берлинале победил эротический артхаус Адины Пинтиле «Не прикасайся ко мне», фестиваль получил оплеуху от прессы: мол, окончательно оторвался от реальности. Сам же Косслик напоминает, что призы раздает жюри, а он, может, и имеет отношение к победителям, но только потому, что отобрал их в конкурс. И насчёт непопулярного кино он бы поспорил: «Не прикасайся ко мне» продали в 50 стран мира, что очень неплохо для этой спорной и неоднозначной ленты.

Косслика часто критиковали, что он выбирает в программу фильмы откровенно слабые лишь из-за того, что в них снимались звёзды, а с ними так здорово позировать на красной дорожке холодными берлинскими вечерами. Но если так и было, то не зря: Канны прекрасно знают, какую цену имеют звёзды (спойлер: большую), и не зря Венеция так сильно накренилась в сторону Голливуда последние годы.

Дафна Кин, Джеймс Мэнголд и Хью Джекман на премьере «Логана» в Берлине

Каким будет Берлинале дальше? Пока трудно представить. Место Косслика займут сразу два человека. Первый — художественный руководитель кинофестиваля в Локарно Карло Шатриан. При нём фестиваль пережил новое рождение — и возможно, он подарит Берлину новый облик. В прошлом году в Локарно сняли трогательный ролик, посвященный его уходу.

Вместе с Шатрианом руководить Берлинале будет Мариетте Риссенбеек, ранее занимавшая пост в компании German Films, продвигающей немецкое кино за рубежом. Она станет первой женщиной во главе Берлинале. Ей же принадлежит идея пригласить нового директора из-за границы. С уходом Косслика Берлинале окажется во власти иностранцев (Риссенбеек — уроженка Нидерландов), но в Германии к ним относятся хорошо. Ведь главное — что ты делаешь и как хорошо знаешь своё дело.

Пока же Берлинале провожает Дитера Косслика, а журналисты надеются, что его последний фестиваль получится как минимум запоминающимся.

Берлинский кинофестиваль проходит с 7 по 17 февраля. Он откроется фильмом Лоне Шерфиг «Доброта незнакомцев».

Автор Tatiana Shorokhova

Больше новостей