Дайджест по 38-му Московскому международному кинофестивалю

30 июня 2016 13:03

38-му Московскому международному кинофестивалю остались считанные часы. Тем не менее, фестивальная лихорадка упорно не желает идти на убыль – в последние дни на ММКФ было особенно жарко. А

Читать на сайте

38-му Московскому международному кинофестивалю остались считанные часы. Тем не менее, фестивальная лихорадка упорно не желает идти на убыль – в последние дни на ММКФ было особенно жарко. А потому портал Kinoafisha.info продолжает обзор главного кинособытия московского лета.

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

«Пелену» Ралстона Джовера некоторые из моих коллег ждали до дрожи в пальцах. Надеялись на сенсацию или, в крайнем случае, на сюрприз. Дело в том, что фильм по своему «происхождению» – филиппинский. А картины из этой страны в конкурсной программе ММКФ никогда не появлялись. Да и филиппинская кинематография на наших экранах – редкий гость. Тем не менее, чуда не случилась: «Пелена» оказалась вполне рядовым фильмом, снятым в привычной фестивальной манере – с «бытовизмами», с минимумом операторских приемов и т.д. Экзотической была лишь тема: жизнь несовершеннолетних обитателей местных трущоб. Но и тут не обошлось без курьеза: у каждого обездоленного бродяжки всегда имелся мобильный телефон. С камерой. Такая вот нищета.

Кадр из фильма «Пелена»

А вот «Эксцентрики» поляка Януша Маевского лично мне понравились очень. Да, это совершенно не фестивальный фильм – яркий, красочный и веселый. И в нем море музыки, море джаза, море отличного настроения. По сравнению с остальной конкурсной программой – контраст чумовой. Хотя по логике, на ту же тему можно было снять и очередную серьезно-занудную драму: в послевоенную Польшу из эмиграции возвращается музыкант. Саксофонист. И назло уже провозглашенному соцреализму собирает из местных любителей свинг-группу. Дабы играть джаз. В общем, получились «Веселые ребята» на польский лад, только не столь романтизированные, как фильм Александрова.

Кадр из фильма «Эксцентрики»

Что же касается фаворитов конкурса, то их два. И один из них - «Дочь» иранского режиссера Резы Миркарими. Кстати, если вы серьезно интересуетесь кино, то это имя вам может быть знакомо: Миркарими призер Каннского фестиваля, его работы трижды выдвигались на Оскар (в категории «Лучший фильм на иностранном языке»), да и Золотого Георгия он уже получал – в 2008-м. Поэтому к новой его картине интерес был большой – и «Дочь» не подвела. Это очень сильная драма, которая сначала кажется будничной и бытовой, но постепенно разрастается до страстей Шекспировского масштаба. Хотя, казалось бы, что здесь такого: иранская студентка улетает на несколько часов в другой город без разрешения отца…

А теперь главный фаворит конкурсной программы. По мнению большинства, это «Монах и бес» Николая Досталя. (Кстати, на ММКФ Досталь тоже уже побеждал – в 2009-м). На мой взгляд, «Монах» - это фильм-притча: немного смешная и бесхитростная по форме, однако с серьезной философской подкладкой. Что такое истинная вера? Где грань между настоящим служением Богу и механическим соблюдением ритуалов? Как не перепутать добро со злом? И может ли зло «перевоспитаться» - стать добрым? – вот главные вопросы фильма. А в основе сюжета – расхожая мифологема, типичная для славянских сказок: как простоватый мужик хитрого черта одурачил….

Также в конкурсе участвуют «Дневник машиниста» (Милош Радович, Сербия, Хорватия), «Память забвения» (Руй Герра, Бразилия) и «Поющие башмаки» (Радослав Спасов, Болгария). И, к сожалению, это не самые яркие фильмы фестиваля.

Кадр из фильма «Дочь»

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗЫ

«Капитан Фантастик» Мэтта Росса – еще один ярчайший фильм фестиваля. Хотя пересказывать его я бы не взялась: может показаться, что сценарий писал человек, мягко говоря, не вполне здоровый. Судите сами: в многодетной семье умирает мама (совершает самоубийство, вскрыв вены). И дети едут через весь штат, дабы с ней попрощаться, а заодно и похоронить так, как она завещала: тело сжечь, а пепел спустить в унитаз. В общем, сюжет для комедии «отличный» (пусть даже и для комедии черной). Тем не менее, каким-то загадочным образом режиссеру удалось снять довольно органичную и на редкость жизнеутверждающую картину (да-да, именно так!). И при этом не скатиться в пошлость, не пойти на поводу у туалетного юмора. (Кстати, более подробно о «Капитане Фантастик» читайте в рецензиях Киноафиши через несколько дней).

СПЕКТР

В программе «Спектр» большинство работ – экспериментальные. Из них выделим «Преображение» Татьяны Воронецкой и Дмитрия Сергина. Фильм сделан на стыке анимации и игрового кино, и в нем довольно всего: и подлинной, настоящей романтики, и провокационной клоунады. Да, конечно, «Преображение» - чистой воды хулиганство, однако оно не имеет ничего общего с пафосным артхаусным выпендрежем. Немного непривычная форма не является маскировкой режиссерского бесплодия – авторам явно есть что сказать. Они ищут новый язык – и этот новый язык интересен. Поэтому, если будет возможность – не пропустите.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭЙФОРИЯ: между раем и адом

А вот эта программа без преувеличения уникальна. Здесь собраны фильмы, уже получившие резонанс в Европе. И самый мощный из них –«Неизвестная» Жан-Пьера и Люка Дарденнов, картина–участник Каннского фестиваля 2016. Сюжет прост (если не сказать, примитивен): молодая врач Дженни пытается выяснить, что за девушка звонила однажды вечером в дверь клиники. Правда, есть небольшой нюанс – девушку убили. И теперь Дженни чувствует себя виноватой, что не впустила её. Вот, собственно, и все. Но не поверите: фильм смотрится на одном дыхании. А особая (и хорошо узнаваемая манера Дарденнов) попросту завораживает. И пусть у каждого зрителя 38-го ММКФ свой собственный рейтинг, для меня главным откровением этого фестиваля стала именно «Неизвестная».

Вера Алёнушкина

Автор

Больше новостей