Берлин-2019: Франсуа Озон против католической церкви в триптихе «По воле божьей»

8 февраля 2019 23:35

Французский режиссёр снял одну из своих самых серьёзных, важных и, увы, скучных работ.

Читать на сайте

Правильнее было бы перевести название новой картины Франсуа Озона не «По воле божьей», а «Слава богу», потому что эти слова становятся ключевыми в финале. Все события, показанные в этом триптихе (фильм четко делится на три истории), произошли много лет назад, а несколько представителей католической церкви, против которых выступают герои, 7 марта 2019 года услышат вердикт суда.

2014 год. Католику Александру (Мельвиль Пупо) 40 лет, он живёт в Лионе, периодически уезжает по работе в Париж, но дома всегда ждут любимая жена и пятеро детей. Когда Александру было 9 лет, он подвергся насилию со стороны священника Бернара Прейно. Травму мальчик пронес через всю жизнь и только узнав, что Прейно все еще работает с детьми, нашёл в себе силы, чтобы заговорить. Александр переписывается с кардиналом Филиппом Барбареном – за кадром постоянно озвучивается текст писем, который, признаться, несколько утомляет – и даже встречается с Прейно. Тому уже около 70, и он не отрицает своих действий, но и не просит прощения у Александра. К удивлению последнего, Барбарен не намерен лишать Прейно сана. Да, отец Прейно растлевал детей, но это было так давно, что можно закрыть глаза. Такой расклад Александра не устраивает, и он подаёт в суд.

Мельвиль Пупо в фильме «По воле божьей»

Второй герой, атеист Франсуа (Дени Меноше), попал в лапы отца Прейно в 11-летнем возрасте. Сейчас он счастливо женат, но периодически стучит изо всех сил на барабанах в гараже, выбивая гнев. Когда мать рассказывает ему о деле против Прейно, Франсуа не хочет ворошить прошлое, но в итоге становится главным двигателем всей истории. Вместе со своим другом, также жертвой абьюза священника, он создает сайт «Свободное слово», чтобы испытавшие в детстве насилие от рук служителей церкви могли поделиться своими историями.

Так в фильме появляется третий герой, эпилептик Эмманюэль (Сванн Арло), чья жизнь после развратных действий отца Прейно пошла под откос. От страдает приступами гнева, с женщинами отношения складываются плохо, нормальной работы нет. Надо отдать должное Озону, он хоть и показывает героев плачущими (вспоминая прошлое, сорокалетние мужчины не могут сдержать слез), но при этом не скатывается в мелодраму, оставаясь в русле социальной драмы. Постепенно «Свободное слово» собирает множество свидетельств развратных действий Прейно (в реальности это более 70 человек),

«По воле божьей»

«Всё, что показано в моем фильме и всё, о чем я говорю здесь, уже рассказано во французских СМИ», — сказал Франсуа Озон на пресс-конференции. На родине режиссёру «Двуличного любовника» приходится непросто: Бернар Прейно, может, и находится под следствием, но это не помешало ему подать встречный иск с требованием запретить выпуск «По воле божьей» во Франции до марта. «Когда пытаешься прервать молчание, всегда встречаешь сопротивление, — комментирует режисёр иск Прейно. — Вряд ли это совпадение, потому что фильм пытается прервать круговую поруку, а она всегда связана с умалчиванием».

Озон случайно наткнулся на сайт, сделанный жертвами Прейно. Поначалу он планировал снять документальный фильм (возможно, это было бы более верным решением), но в процессе разговора с некоторыми жертвами и их семьями выбрал более знакомую форму повествования — игровое кино. Имена пострадавших были изменены, тогда как священников называют своими именами. Снимать фильм пришлось тайно в Бельгии и Люксембурге — Озон всеми силами пытался избежать влияния католической церкви, остающейся и в наше время одним из самых влиятельных институтов.

«По воле божьей»

«Я старался быть максимально объективным, — говорил Франсуа Озон на пресс-конференции в Берлине. — Это не кино про хороших и плохих ребят, здесь всё гораздо сложнее. Всё произошедшее повлияло не только на жертв, но и их семьи, и я старался отразить это в фильме». Возможно, это и становится причиной затянутости картины, длящейся долгие 2 часа 17 минут. Многочисленные родственники героев разбавляют сюжет, не давая ему поддерживать необходимую концентрацию. Безусловно, это важный и нужный фильм, но дойти до финала будет непросто: в попытке максимально полно рассказать историю, Озон, не замечая того, перегружает её деталями. Сравнивая «По воле божьей» с недавним оскаровским лауреатом «В центре внимания», придётся признать, что у Тома Маккарти получилось поговорить на ту же тему куда интереснее и живее.

Но, как говорится, есть и хорошие новости. По словам режиссёра, некоторые священники из Лиона написали ему благодарственные письма. «Думаю, церковь готова к изменением и хочет меняться. Многим обычным католикам уже очень надоело, что их религия ассоциируется с педофилией, и им хочется, чтобы церковная власть наконец разобралась с этим раз и навсегда».

«По воле божьей»

«Пап, а ты всё ещё веришь в бога?» — спрашивает Александра в финале один из сыновей. Отец лишь криво улыбнётся в ответ. Кажется, ответ на этот вопрос не знает и сам режиссёр.

Автор Tatiana Shorokhova

Больше новостей