Смотрите фильмы за 1 рубль
Оповещения от Киноафиши
Скоро в прокате "Проклятый дом 5" 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Ваши билеты в личном кабинете

«День мертвых»: Рецензия Киноафиши

«День мертвых»: Рецензия Киноафиши

Камерная драма о принятии прошлого с замечательными актерскими работами.

Тридцатипятилетний Леша (Александр Паль) отправляется в компании своей мамы (Агриппина Стеклова) в путешествие по загробному миру своих предков. За день – дело происходит на Радоницу, день поминовения усопших – они должны посетить пять кладбищ, чтобы забыть былые обиды, коих в семье накопилось немало, и примириться с настоящим.

Вообще, тема родовой памяти и обращения к прошлому кажется сквозной в фильме. Важной частью повествования являются сны. В них Леша возвращается в тот день, когда погиб его родной брат Сережа – это случилось примерно за год до описываемых событий. А его маме каждую ночь являются покойные родственники – дедушка, отец, мать, муж – будто застывшие в трансе, они не произносят ни слова.

Для разделения двух пространств – реального и сновидческого – режиссер фильма Виктор Рыжаков вводит изменение цвета кадра. Подобный прием с некоторыми нюансами использовал, например, Тарковский в «Жертвоприношении». Обесцвеченный, почти «сепийный» кадр обозначает в основном территорию снов, но не только. Иногда он появляется и в повседневных сценах, слегка смешивая восприятие.

«День мертвых»: Рецензия Киноафиши
День мертвых

То же, к слову, относится и к общему ощущению от визуального решения фильма. Камера в большинстве уличных сцен – то ли на стедикаме, то ли на «изириге» – активно кружит вокруг персонажей или преследует по пятам (как в начальной сцене), так или иначе обозначая свое присутствие в кадре. Это словно бы «выбрасывает» из истории, в повествование которой каждый раз приходится возвращаться, чему способствуют хорошо прописанные, живые диалоги сценариста Алексея Еньшина – его пьеса стала литературной основой картины.

Несмотря на принадлежность к жанру роуд-муви, фильм «получается» и лучше всего работает, когда сжимается до камерных размеров театральной постановки. Для Рыжакова – художественного руководителя «Современника» и опытного театрального режиссера – «День мертвых» стал дебютом в кино, и, несмотря на некоторые визуальные шероховатости (статичные сцены в машине смотрятся отлично), успех фильма обеспечивает именно его работа с актерами – замечательными Александром Палем и Агриппиной Стекловой.

«День мертвых»: Рецензия Киноафиши
День мертвых

Еньшин аккуратно вводит истории, живущие в их семье – прадеда, который «стучал» в годы репрессий, деда, который в приступах пьяного бреда пытался убить жену и детей – в историю страны, впрочем, не заостряя на этих темах внимание. Фокус с общего всегда переводится на частное. Это особенно заметно в отношении темы гомосексуализма, которая тоже звучит в фильме (раскрыть подробности в этом случае – значит испортить впечатление от истории).

Десятки раз поругавшись в дороге и примерно столько же раз помирившись, главные герои в итоге обретут главное: Леша – маму, а та – сына. «День мертвых» – история простая, любой контекст в ней рано или поздно превращается в слово. Однако в этой бесхитростной, но живой подаче кроется главная сила фильма, который, вероятно, придется по вкусу зрителям, не боящимся подобных сердечных (без всякой иронии) драм.

Ясновидящая Коллавини пролила свет на смерть вдовы Мягкова: «Забрал за собой»
Опухший и в парике: Малахов в «Танцах со звездами» шокировал россиян
Битва за наследство: на кражу 100 млн прольет свет завещание Градского
Травмированную Аверину призвали уйти из фигурной гимнастики: «Это не спорт»
Миллионы долларов: Рудковская вскрыла правду о своих доходах
Средь беда дня: эксперт-криминалист усомнился в версии вдовы Градского
«Время дуэтов»: покаявшегося в алкоголизме Билана ждет подстраховка
Заседание сорвалось: в суде потеряли заявление о покушении на Авраама Руссо
Новый бизнес: вскрылась правда о заработках Тимати после ухода из Black Star
«Рудковской пахнуло»: Тутберидзе обвинили в продвижении Дэвис и Смолкина на Олимпиаду
Обворованной на 100 млн вдове Градского не поверили: «Чистой воды спектакль»
Пока не на ИВЛ: у находящегося в реанимации Куравлева началось обширное поражение легких
Приложение киноафиши