Оповещения от киноафиши
Скоро в прокате "Вайолет Эвергарден. Вечность и призрак пера" 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Включить Позже
Рецензии

«Черный лебедь»: Рецензия Киноафиши

«Черный лебедь»: Рецензия Киноафиши
  Поделиться

«Черного лебедя», чья тень постепенно наплывает на российские экраны, поспешно называют триллером о балерине, которая сходит с ума на почве страха перед более молодой претенденткой на ту же роль. Конечно, данный мотив присутствует в фильме, но Даррен Аронофски не такой режиссер, чтобы включать камеру из-за столь банального сюжета. «Черный лебедь» – кино несоизмеримо более масштабное, нежели просто очерк балетных превратностей и интриг. Разумеется, героиня Натали Портман борется не с юным сан-францисским дарованием, претендующим самой станцевать Королеву лебедей, – героиня Натали Портман борется с Черным лебедем, прорастающим сквозь ее сознание и, в сюрреалистических искажениях психики, сквозь ее тело. Естественно, она проигрывает, потому что Черного лебедя невозможно сдерживать вечно. И естественно, она выигрывает, потому что Черный лебедь заключает в себе высшую красоту, от которой нет противоядия с тех пор, как этот мир пал. Победа становится неотличимой от поражения, и точно так же гибель своего тела становится неотличимой от гибели чужого тела. Прежде всего потому, что свое тело уже чужое, ведь оно отныне принадлежит не сознанию (той или иной) балерины, а прорывающемуся сквозь него/нее Черному лебедю. Вообще, у нас как-то привыкли воспринимать Петра Ильича Чайковского чересчур одомашненно, в качестве эдакого общекультурного фона, а между тем вселенная его лебединых озер, щелкунчиков и пиковых дам – мощное царство ужаса, родившееся в тот момент, когда гибнущий романтизм триумфально агонизировал бесконечными двойничествами и инфернальными превращениями. Так что Аронофски лишь вдохнул в старый сюжет современное дыхание, переводящее сказку в ритм постепенно торжествующей шизофрении.

В отличие от Питера дель Монте, в чьей «Звезде» «Лебединое озеро» служило материей для воплощения и воцарения некой реальной, потусторонней тьмы, Даррен Аронофски работает исключительно со структурами сознания. Черный лебедь пробивается на волю уже не из более-менее отдаленной преисподней, а прямо из психики главной героини. Его цель – пробить фригидную скорлупу самоконтроля, разрушить в уме и теле танцовщицы все психологические заслоны. Проводником Черного лебедя в этот мир выступает режиссер-балетмейстер в сатирско-вакхическом воплощении Венсана Касселя, который фактически пересоздает балерин путем жесткой дрессуры. Его кредо – то, что он довольно патетически именует «трансцендентностью», то есть, применительно к данному контексту, растворением в неподвластном человеку темном импульсе: «Бет всё делает под влиянием какого-то темного импульса. Она само совершенство». Совершенство достигается, помимо прочего и даже прежде всего прочего, уничтожением самоконтроля: «Единственный человек, мешающий тебе, – ты сама. Пора избавиться от этого человека. Отпусти себя». И героиня судорожно пытается отпустить себя, вырываясь из-под любяще-пуританской материнской опеки, лихорадочно запихивая в мусоропровод плюшевых заек, расцарапывая свое тело, истерически лаская себя и отдаваясь в галлюцинациях молодой конкурентке. Чтобы «испытать и постигнуть совершенство», не только сознание, но и плоть трансформируется, принимая черты птичьего демона, двоясь и искажаясь в зеркалах, так же как раздваивается черная лебединая тень на стене, и вертясь вместе с обрубком игрушечной балерины (в рифму к переломанному каркасу Одиллии-предшественницы на больничной койке) под кукольную мелодию. Камера Мэтью Либатика, одного из лучших современных операторов, постепенно погружает зрителя в осколочное марево метаморфоз, неумолимо прорастающее кровавым финалом, который не просто неизбежен, но неизбежно прекрасен: ведь только пересоздав прежний ум и прежнее тело, можно дать в себе вырасти совершенству. А совершенство слишком могущественно и слишком невыносимо, чтобы человек был способен жить с ним, разве что те несколько мгновений, когда Черный лебедь безвозвратно завладевает танцовщицей и – в желанный миг триумфа – всеми, кто ее видит.

Vlad Dracula

Подробности
Комментарии к рецензии
Абсолем

После всего этого причмокивающего словоблудия размазанного рецензией можно было приписать ещё немного умных слов - Абсолютно бессмысленная ПУСТЫШКА..

в чем проблема? напиши получше...все будут читать в подписи не Vlad Dracula, а Абсолем...

рецензия написана по делу, развернуто, доступно и с небольшой ошибкой, о которой ниже...поскольку фильм снят от гг, то да от ее "я" нам никуда не деться...но нужно отличать внутренний импульс личности, от импульса передаваемого извне...героиня Портман, конечно, борется с Черным Лебедем в себе и проигрывает...вот только наружу эту темную сторону из нее буквально вытащили...вытащила творческая среда (домашняя среда послужила катализатором)...да и балетмейстер постарался и претендентка Кунис...но вина лежит на творческой среде в общем, которой не нужны однотонные белые совершенные девочки...в самой героине не было внутреннего конфликта до некоторого момента...до момента, когда творческая среда предъявила к ней свои требования...так что все-таки фильм остается "очерком балетных превратностей и интриг" в переложении на внутренний мир одной девочки в пачке...в любом случае, смотреть было интересно

ps {специально для Абсолема и ему подобных} можно написать: фильм о том, что балерине добрый дядя сказал найти тьму в себе, иначе балетной примой ей не быть, и ее дальнейшем самокопании, поисках темной стороны...и всем, что за этим последовало....интересно?.... многие будут это читать?...хотя если добавить, например, пару жертвоприношений, съеденных детей и красочную картинку с подписью соответствующего договора кровью из пореза на пальце...впрочем, это уже совсем другая песня...

Ник

Если проследить общую линию всех фильмов Арановски , то закрадывается крамольная мысль что он делает "фестивальные" фильмы злоупотребляя болью, негативом, эротикой развлекая сытого европейского зрителя. Выплёскивает тонны

жести и грязи на зрителя желая получить аплодисменты.

PolanskyS

А я в восторге от этого фильма. В зрительном зале я испытала катарсис, сродни оргазму, который испытала Нина в пьяно-наркотическом угаре, только в эмоциональном плане. И пусть в меня летят тапки, но я не вижу ни одного, НИ ОДНОГО изъяна в этой картине. Фильм сразу перешел в список моих любимых, неоднократно пересматриваемых.

xxx

по мне, так хороший фильм и он далеко не только о превратностях, но и о том, что в жизни нельзя все время посвящать карьере, а то и свихнуться можно как главная героиня... поэтому нужно просто иметь в жизни все по-немногу.

Александр Лесин

Вчера мы посмотрели фильм «Черный лебедь».



«Лебединое озеро», Чайковский, Наталия Портман- как тут не клюнуть на такую приманку. Мы и клюнули. До сих пор не можем отмыться. Такое ощущение, что тебя по уши погрузили в пахучее дерьмо, продержав там без малого два часа.

К несчастью, это дерьмо приправлено ароматом любимой с детства балетной классики, и теперь, как это и бывает после небольшого отравления, любая мысль о хорошем и честном искусстве балета вызывает приступ легкой тошноты из-за воспоминания об этой лебединой клюкве.

Г-н Аронофски рассчитал все правильно. На балет простые кинозрители не ходят, но знают про него, что есть где-то ЭТО, большое и чистое, и абсолютно им недоступное,ни материально, ни эстетически, ни в силу миллиона бытовых причин.

Ну, значит, надо погрузить этот чистый островок в море вонючей грязи, приправить получившийся рассол мазохистскими и сексуальными комплексами, погрузить в убивающий мозг быт и до боли знакомую атмосферу корпоративных склок - вот зритель и побежит в кассу выкладывать денежки за билеты.

А посмотрев, удовлетворенно скажет: ага, эти артисточки балетные, такие же шлюхи как и все…

Короче, торжество духа на марше!

Для тех, кто еще не смотрел. Не обольщайтесь, как известно, Н. Портман не снимается в сексуальных сценах. Отсюда, очевидно, удивительно убогий сексуальный аспект этого фильма. Да и балетная линия вызывает лишь сочувствие своим жалким непрофессионализмом. Да и то сказать, какая из Н. Портман балерина? Замечательная актриса, она до боли беспомощна и неубедительна на балетной сцене.

В итоге – фильм провальный. Не спасают даже звездные имена – очаровательные стареющие В. Кассель и В.Райдер. И понятно, почему не спасают.

Как правило, даже в самых примитивных американских фильмах всегда вершит бал добро. Как в сказке. В жизни, очевидно, так случается не всегда, но мы почему-то всю жизнь любим сказки. Хотя бы в кино.

В этом фильме нас два часа убеждают в том, что все доброе и чистое – это ложь и грязь, что для достижения творческого успеха надо убить (в прямом или переносном смысле) всех стоящих на твоем пути коллег по танцевальному цеху, а главное,

нужно убить все хорошее и чистое в самом себе. Это и будет победа. Наградой за которую все равно будет смерть, потому что нельзя быть в этой жизни белым лебедем – красивым и чистым. Можно, по мнению авторов фильма, только черным – таким же примитивно грязненьким, как и весь окружающий мир.

Печально, что к такой безнравственной чешуе примешали божественную музыку Чайковского( ни разу не назвав его по имени). Печально, что фамилия режиссера явно еврейско-славянского происхождения. От человека с такими корнями можно было ожидать более уважительного отношения и к культуре, и к зрителям.

Но, очевидно, с коммерческой точки зрения все было рассчитано верно. Ведь купился зритель на эту мутную отраву. Ведь попал этот бред не куда-нибудь, а на Венецианский фестиваль. Да и Оскар не за горами… Вот что делают деньги! Хорошо организованные американские деньги!

Только в истории человеческой есть печальные примеры, что бывает с людьми, продающими себе подобных за тридцать сребреников. С продающих за бесценок нравственный идеал спросится еще строже. Такие дела.

PolanskyS

Вот я в принципе не понимаю таких высказываний, типа там где балет, искусство и чистое творчество, там нет ни секса, ни страсти. Там всё тупо красиво? И с чего вы, Александр, взяли, что всё творческое и красивое, всё ложь и грязь, и чтобы добиться совершенства, нужно всех растоптать? Это глубокое заблуждение. Если вы любитель балета, вы должны знать, что есть Одетта и что есть Одиллия. Одна-это воплощение нежности, любви, чистоты, что и выдавала героиня на все 100, а вторая это страсть, бунт, секс(да да, даже в лебедином озере он есть). И как бы не старалась балерина, если внутри у нее нет этого чертика, этой искры, этого понимания сути Одиллии, её танец будет скучным. Поэтому и зажимания, и поцелуи, и мастурбация, и прочее. Потому что если артистке говорят, что смотреть на нее скучно, и никто не захочет её физически, что танцует она пресно, эта артистка сделает всё, чтобы мнение, говорящих эти слова поменялись, и в первую очередь, чтобы она почувствовала это сама. И да, может вы и не в курсе, но за кулисами всегда так, всегда плюют в спину, всегда готовы подставить. Это правда, так зачем снимать сироп слащавый о том,как все друг друга любят, ценят, переживают, ведь этого на самом деле нет. Многие балерины едят пирожное, и курят как паровозы, чтобы не растолстесть. И уж я совсем не согласна что из Портман никудышная балерина. Танцевала она прекрасно! Вы знаете много актрис, крутящих fouette? И это несомненный плюс и ей и фильму. Я не люблю, когда актрисы танцуют лицом, а ноги чужие:)

Фильм МЕРЗКИЙ!!! Честное слово, ребята! После похода в кино, я несколько часов не могла избавиться от тошноты. [vomit] Хочется даже забыть побыстрее. И до сих пор еще тошнит, что даже решила написать. Никогда еще не писала.

Tanny-tat

Отличное кино, если любите фильмы триллеры, про сумасшедших - самое то! в кинопоиске он в топе 250 на каком-то 60 чтоли месте.. это многое говорит. А кого тошнит после этого фильма просто не посмотрели на жанр и на трейлер, от него действительно может затошнить я понимаю я раньше тоже так такое кино воспринимала, сейчас просто стала менее впечатлительная чтоли.. а фильм мне очень понравился. но еще раз повторюсь любите такие фильмы, ОБЯЗАТЕЛЬНО ИДИТЕ!!

тим17

Отличный фильм об искусстве!! Не пожалеете! .. Хорошо, что еще кино способно завораживать...

Динамитрий

фильм произвёл на меня глубокое впечатление хочется ещё раз его пересмотреть,Натали Портман сыграл блестяще(а сексуальные сцены были вполне приемлемв,чернухи насмотрелись) фильм увлекает с самого начало и до конца меня не отпускал... после него хочеться пойти и танцевать болет...

альбина

Фильм омерзительный.

Все эти подстригания ногтей, отрывания заусениц, протыкания щек пилкой для ногтей - жесть. Понятно, что в фильме с подобным сюжетом, трудно придумать спецэффекты, а надо.

Смотрела фильм не одна, поэтому и досидела до конца.

А так встала бы с любого момента и ушла. Чем кончится, вся это низкопробное действо, было вообще неинтересно.

Дмитрий Че

Если в текущем сезоне прокатов зарубежных драм есть что-то сильнее и убедительнее Черного Лебедя при стоимости сеанса 100-300 рублей - НАЗОВИТЕ. Санктум, может? Да что Вы... Вот уж точно для заевшихся "европейцев". У кого-то предвзятое отношение к актерскому составу? Словно играет Хабенский какой-то в фильме какого-то тошнотворца Бекмамбетова... Два часа сильнейшего напряжения, великолепия Портман и Касселя, глубочайших переживаний и кайфа от того, что удалось поставить такой мистический сюжет с минимальными спецэффектами без гребаного 3D и всяких прикрытий для говнофильмов.

Алеся

Фильм, безусловно, производит сильное впечатление! Выйдя из кинозала на солнечную улицу, я долго не могла прийти в себя и понять где вообще я нахожусь, а сердце бешено колотилось в груди. Гениально!

Otaking

Фильм - отстойный. Натуральная бредовая чернуха.

Dr. James

Одно слово в названии фильма соответствует содержанию - "Черный".

"Лебедь", там, "Голубица", или иное пернатое - не важно.

Вам нравятся скверные потемки чужих душ (своих не хватает для нечастого анализа?) - смотрите, ищите, пишите восторженные отзывы.

Вы будете это пересматривать? А, может, советовать посмотреть своим друзьям?

Хороший вы друг...

карина

я не поняла основную мисль етово фильма

катана

непонятно

дима

не смотри потеряеш время зря

вротин

слишком много еротики!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта

Или войдите по логину Киноафиши

Мы в соц.сетях
Как это работает
Вы добавляйте в избранное
фильмы, кинотеатры и персоны
Мы показываем удобное расписание
в разделе "Избранное"
И напоминаем о премьерах
трейлерах, выходе на экраны и начале продаж билетов, чтобы вы не пропустили лучшие места
Войти как пользователь Авторизация по E-mail
ВКонтакте Facebook Одноклассники
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
Нашли неточность?
Написать письмо
Имя
E-mail
Текст
 
 
Отправляя данные,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
Куда сходить после кино?
Авторизация
После регистрации: Доступ к билетам Личная коллекция любимых фильмов и кинотеатров Оценки и комментарии Многое другое

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта

Или по логину киноафиши

Нет логина? Зарегистрируйтесь
Регистрация
E-mail
Пароль
 
 
Регистрируясь,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Вспомнили логин? Войдите

Подписка на рассылку
E-mail
 
 
Подписываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Зарегистрированы? Войдите

Сброс пароля Укажите E-mail использованый при регистрации и мы отправим на него письмо со ссылкой для сброса пароля
E-mail