Оповещения от киноафиши
Скоро в прокате "" 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Включить Позже
Рецензии

«Агора»: Рецензия Киноафиши

«Агора»: Рецензия Киноафиши
  Поделиться

О Гипатии, женщине – ученом и философе-неоплатонике рубежа IV–V веков, русскому читателю известно главным образом из поэмы Венички Ерофеева «Москва – Петушки», где упоминается самый знаменитый, он же финальный, эпизод ее жизни: «Я от римской истории перешел к христианской и дошел уже до истории с Гипатией. Я ему говорил: “И вот, по наущению патриарха Кирилла, одержимые фанатизмом монахи Александрии сорвали одежды с прекрасной Гипатии и…” Но тут наш поезд, как вкопанный, остановился в Орехово-Зуеве, и Семеныч выскочил на перрон, вконец заинтригованный». Для широкого читателя и еще более широкого зрителя основной интерес, конечно, представляет расшифровка этого манящего многоточия после «и», однако испанец Алехандро Аменабар – непреклонный философ в овечьей шкуре кинорежиссера, так что рассказанная им история – не столько love story (хотя совсем уж без love не обошлось, ибо обойтись без нее человеку невозможно), сколько метафизический манифест.

Будучи режиссером, вне всякого сомнения, великим, Аменабар не иллюстрирует сюжет изображением, а дает им жить друг в друге. Когда время от времени перед нами возникает планета Земля, снятая на камеру с ближней орбиты (с данного кадра, собственно, и начинается фильм), – это не просто вспомогательная «картинка-раскраска» к астрономическим занятиям главной героини. Аменабар задает масштаб истории: частная жизнь одного человека вдруг оказывается соразмерна жизни вселенной. И когда персонажи обсуждают, прав геоцентрик Птолемей или же гелиоцентрик (то есть, по тогдашним понятиям, эксцентрик) Аристарх и почему планеты и звезды, вращающиеся (вращающиеся ли?) по идеальным – круговым – орбитам, не сообщают этого своего совершенства человеческому бытию, речь идет прежде всего не об «отвлеченных» сугубо научных фактах. Аменабар выясняет здесь, насколько человек пропорционален миру, мера ли он всех вещей либо пренебрежимо малая точка в глубине паскалевской бездны. Оператор Ксави Хименес, проделавший в фильме изумительную по размаху и скрупулезности работу, периодически снимает снующих туда-сюда язычников, евреев и христиан – с высоты птичьего полета, причем зачастую в ускоренном темпе, когда люди абсолютно неотличимы от муравьев. Александрия, раздираемая религиозными конфликтами (Аменабар, отказываясь принимать чью-либо сторону, трезво показывает, насколько хороши были все три стороны военно-богословской распри), превращается в натуральный муравейник, так что Гипатия, как и полагается истинному философу, противостоит не столько представителям того или иного конкретного исповедания, сколько толпе как таковой. Собственно, агора (центральная площадь, на которой народ, подчиненный императору, префекту либо же только самому себе, решает судьбу города-государства) становится на глазах у зрителя плацдармом для «восстания масс», по меткому выражению знаменитого соотечественника Аменабара – Хосе Ортеги-и-Гассета. В сущности, трагедию Александрии в фильме можно было бы вполне точно выразить строками Бродского: «После нас – не потоп, / где довольно весла, / но наважденье толп, / множественного числа». Однако то, что делает Гипатия, – не просто «борьба за идею» и даже не просто некий «аристократизм духа»: Аменабар, к счастью, чужд брезгливого набоковского высокомерия. Между идеальным кругообращением небесных тел и насекомой суетой агоры главная героиня находит в финале связующую их «середину»: планеты движутся по эллиптическим орбитам, то приближаясь к светилу, то удаляясь от него. Эллипс – форма не только для движения по небосводу, но и для человеческой судьбы. И слишком близко подойти к Солнцу означает вплотную приблизиться к смерти, что, собственно, и происходит в заранее известном конце.

Конечно, поскольку ни одно из сочинений Гипатии не сохранилось, а о жизни ее известно не столь уж много, – Аменабару и его соавтору сценария Матео Хилю было полное раздолье, так что даже внутри трагического финала они умудрились соорудить своего рода «хэппи-энд», драматургически, впрочем, вполне убедительный. С из ряда вон выходящей ситуацией женщины-философа (нелишне напомнить, что древнегреческая женщина, в отличие от древнеримской, была по преимуществу заперта в античном подобии домостроевского терема; с другой стороны, и в более раннюю эпоху отдельные древние гречанки предавались радостям философии: в число слушателей платоновской Академии входили, например, Аксиофея из Флиунта и Ласфения из Мантинеи, как бы предвосхитившие позднейшую мысль Сенеки, высказанную в трактате «О стойкости мудреца», согласно которой «женское неразумное существо» может быть исправлено только «наукой и большим образованием») Аменабар и Хиль справились достойно. Несколько сложнее с Кириллом Александрийским, которого традиция обвиняет в прямом подстрекательстве к расправе над Гипатией (у Аменабара Кирилл, указуя перстом вперед, даже произносит волшебное в таких случаях слово: «Ведьма!», что, вообще-то, явный перебор). Собственно, уже в древности были зафиксированы две версии вышеозначенного сюжета. Если верить христианской версии, изложенной в «Церковной истории» Сократа Схоластика, отнюдь, кстати, не симпатизировавшего Кириллу, – против Гипатии «вооружилась тогда зависть. Так как она часто беседовала с Орестом [префектом Александрии], ее обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами под началом некоего Петра однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили ее с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив ее, умертвили черепками, а тело отнесли на место, именуемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало скорби и Кириллу, и Александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову». Согласно неоплатонической версии, изложенной Дамаскием, события развивались несколько иначе: «Однажды шел Кирилл мимо дома Гипатии и увидел там большую толпу… На вопрос, что означает такое стечение, ему отвечали, что это люди, которые посещают Гипатию. Это столь сильно его огорчило, что он побудил чернь убить ее, притом самым злодейским образом».

Из всего сказанного ясно, что дело весьма темное и нуждающееся в более беспристрастном исследовании. Важнее, однако, иное: из-за личных перипетий в «Агоре» осталось нераскрытым другое дело – о духовно-интеллектуальном противостоянии Гипатии и Кирилла. Вопреки фильму, Кирилл Александрийский отнюдь не был исключительно «человеком действия». Начитанный, эрудированный полемист, знавший толк в Гомере, Платоне и Аристотеле, и выдающийся толкователь Писания, прежде всего – Евангелия от Иоанна, этот александрийский архиепископ входил в плеяду мыслителей, заложивших фундамент восточнохристианского богословия. В «Увещании о правой вере к Феодосию» он сумеет найти точную и проникновенную «формулу» сыновства человека Богу: «Один и Тот же есть и Единородный и Перворожденный. Единородный Он есть как Бог, и Перворожденным Он стал за нас, Перворожденным из многих братий – по причине таинства соединения с человеческой природой. Логос Божий стал человеком, да (станем) и мы, как (пребывающие) в Нем и через Него, сынами Божиими природно же и по благодати, причем природно – поскольку в Нем и только в Нем, причаственно же и по благодати мы (пребываем) через Него в Духе». Именно потому Кирилл и был впоследствии провозглашен, как не без недоумения гласят финальные титры, «учителем Церкви». Русские переводчики «Агоры», правда, назвали его «доктором Церкви», перепутав православную терминологию с католической. Впрочем, это далеко не самое выдающееся выражение в фильме. Употребление слова «король» (образованного, строго говоря, от имени Карла Великого, жившего на три с лишним столетия позже описываемых событий) вместо «царь», постоянное использование словосочетаний «патрулирование улиц» и т. п., превращающих Александрию V века в какой-то Лос-Анджелес, немыслимое для древних греков обращение друг к другу на «вы» (в «Агоре», снятой на английском, проблема с местоимениями решается автоматически, поскольку в современном английском you, как известно, обозначает разом и единственное и множественное число второго лица), – все это свидетельствует о том, что российские прокатчики, кажется, еще не вполне готовы к переводу серьезных фильмов на историческую тему.

Vlad Dracula

Подробности
Комментарии к рецензии
Николай Кофырин

АГОРА НЕНАВИСТИ И ЛЮБВИ



Новый фильм «АГОРА» известного испанского режиссёра Алехандро Аменабара о том, как христианство побеждало иудаизм и язычество, как в конце концов завоевало римскую империю и стало официальной религией.



В конце 4-го века нашей эры римская империя переживала свои последние дни. Александрия – египетская провинция – ещё сохранила своё былое величие. Языческие традиции уживались в городе с иудейскими. Обе традиции соседствовали с новой запрещённой, но быстро развивающейся религией – христианством.



Для христиан этот фильм может показаться провокационным. Хотя, возможно, именно в этом и состояла цель известного испанского кинорежиссёра Алехандро Аменабара («Море внутри», «Другие», «Открой глаза»).

– Когда я был ребенком, то верил в Бога – так меня воспитали родители-католики, но, утратив веру, я стал оптимистом.



Алехандро Аменабар родился в Чили в 1972 году, но год спустя его семья переехала в Испанию, где режиссёр и вырос. Он дебютировал в большом кино психологическим триллером "Тезис" (1996) и снискал национальный успех уже следующим фильмом "Открой глаза" (1997) с Пенелопой Крус в одной из главных ролей. Многие смотрели американский ремейк этой испанской картины – "Ванильное небо". В 2001 году Аменабар сделал свой первый англоязычный фильм - "Другие", принесший ему международное признание.



– Я по убеждениям агностик, то есть я не знаю, существует ли жизнь после смерти. Честно говоря, подозреваю, что нет. С этим надо жить, и это никак не обедняет жизнь, не делает ее бессмысленной, – сказал в интервью Алехандро Аменабар. – Я бы хотел умереть на море. Но пока живу в самом центре Испании. Моя мечта о старости - жить на берегу, смотреть на море.



«АГОРА», возможно, и не самый лучший фильм режиссёра, но декорации в фильме впечатляют. Я был в Египте, в Греции, и могу сказать, что обстановка храмов воссоздана с удивительной точностью.



В центре фильма «АГОРА» великая жизнь, страстная любовь и трагическая гибель прекрасной Гипатии, первой в истории женщины-ученого — философа, математика, астронома. Гипатия была выдающимся астрономом, предвосхитившим открытия Галилея, Коперника и Кеплера. На её лекции стекались тысячи, к её слову прислушивались мудрецы и правители, красота её тела и ума разбивала сердца.



Её любили многие мужчины, а она любила философию!



Гипатия размышляла о строении солнечной системы, в то время как окружающие её люди враждовали и убивали, прикрываясь каждый именем своего бога.



Философ Гипатия выступала за примирение и любовь, в то время как религиозные вожди, на словах проповедующие любовь, от имени Бога призывали к убийствам, и убивали.

Но истинный Бог не может призывать к убийству. Ибо Бог есть Любовь!



«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (Иоанн Богослов – 1. Ин.4.8.)



Вокруг идут религиозные распри, каждый борется за своего бога, а Гипатия учит философии как любви и свободе.

Завистники не терпели славы и популярности этой женщины, окутывая ее клеветой и интригами.

– Она ни во что не верит.

– Я верю в философию!



– Они хотят, чтобы город стал христианский.

– Это называется «торговля верой».



– Когда веришь, не сомневаешься, не должен сомневаться, – говорит Гипатия. – А я должна! (потому что философ – НК).



В Александрии было множество религий. И христиане воевали за доминирование. Они вначале расправились с язычниками, а потом и с иудеями.

Библиотека в Александрии была уничтожена. Христианской вере не нужны были знания.



Выступая от имени бога, люди на деле осуществляли свои интересы, боролись за власть.

От верующих требовали подчинения, нет, не Богу, а епископам, проповедующим слово божие.



В результате междоусобной религиозной войны христиане победили: языческие храмы были закрыты, библиотеки разграблены, язычество запрещено, евреи изгнаны из Александрии.

Христианство стало господствующей государственной религией. Многие язычники перешли в христианство.

Власть выбрала религию, наиболее удобную для управления массами.



Люди за две тысячи лет не изменились, если судить по кровавым стычкам на религиозной почве последних лет.



Чтобы понять происходящее, нужно посмотреть на себя извне. И режиссёр постоянно смотрит на происходящее сверху, как бы глазами бога – как люди убивают друг друга из-за любви к своему богу.



В фильме «АГОРА» епископ Кирилл требует уничтожить не подчиняющегося ему свободомыслящего философа. Он объявляет Гипатию ведьмой. В 415 году Гипатия была растерзана разъяренной толпой.

Тело Гипатии христиане забросали камнями, потом протащили по улицам Александрии и сожгли на площади.

Орест – префект и ученик Гипатии – исчез, а епископ Кирилл стал правителем Александрии. Впоследствии Кирилл стал отцом церкви и был посмертно канонизирован.



В последней проповеди патриарх Кирилл, говоря о торжестве православия, в частности, сказал:

«Церковь земная именуется церковью воинствующей, церковью, находящейся в борьбе. Наша борьба не борьба с человеческими взглядами, убеждениями; наша борьба не с плотью и кровью; наша борьба против сил тьмы, наша борьба за истинную веру, через которую только и способна сохраняться нравственная природа рода человеческого, вне зависимости от того, насколько люди знают или не знают истинную веру, принимают её или не принимают».



Но какая вера истинная?



Каждая церковь считает, что именно в ней Господь, а все остальные не от Бога. Это приводит к спорам, нетерпимости, конфликтам, а, в конечном итоге, к войнам. Только из-за того, что кто-то считает себя от истины, а всех остальных неверными, люди начинают убивать друг друга.

Мне кажется, Бог не различает цвета знамен, под которыми творится добро.



Если кто-то скажет, что Истина только в одной церкви, значит, он отрицает Дух Истины.

Не может быть, чтобы одна христианская церковь была истинной, а все остальные не таковые. Если, к примеру, католическая церковь говорит, что надо крестить так, а православная церковь учит иначе, то разве от этого пропадает смысл обряда крещения?



Недавно появилось предложение ввести новый государственный праздник – праздник крещения Руси. Но из школьного курса мы помним, какими насильственными методами князь Владимир проводил христианизацию Руси. А скольких людских жизней стоило обращение в христианство населения завоёванных земель!..

И почему не ввести государственный праздник для сторонников ислама, буддизма?



«Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает сам себя; но тот, кто, будучи укоряем другим человеком, не уменьшает к нему любви» (преподобный Иоанн Лествичник).



И хотя лично я крещён был во младенчестве, мне кажется, креститься человек должен в сознательном возрасте, поскольку это предполагает осознание взятой на себя ответственности за свою жизнь.



Бывая в православном, католическом или протестантском храме, я не ощущал расхождений в вере, поскольку различия в обстановке и богослужении никоим образом не влияли на чувство, которое охватывало меня, когда я думал о Боге.



Я никак не могу согласиться с тем, что нужно разделять людей по вере: на католиков, православных, лютеран. Вера-то одна!



По мере того как я знакомился с представителями различных конфессий, я убеждался, что все религии говорят об одном, только разными словами, а многообразие церквей является выдумкой честолюбивых людей.



Я за всё, что помогает человеку любить и творить добро, — будь то крестик на шее или иконы. Но я против всего, что служит лицемерным прикрытием нелюбви и оправданием творимого зла.



Основная проблема нашей жизни в отсутствии веры.

Русский человек хочет верить, но его постоянно обманывают. Хрущёв обещал коммунизм в 1985 году, Брежнев развитой социализм, Горбачёв каждой семье квартиру в 2000 году, Ельцин лечь под поезд. Недавно обещали отменить переход на летнее время…



У меня отвращение ко всякой власти. Я признаю не авторитет власти, а власть авторитета.

Власть можно использовать правильно и неправильно. Авторитет только правильно.

Власть это всегда насилие, тогда как авторитет основан на согласии и добровольном подчинении.

Если мы используем авторитет правильно, то у нас есть власть, если неправильно, то власти нет.

Власть Бога это не насилие, а власть Любви.

(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru



Поздравляю всех верующих христиан с Вербным воскресеньем!



P.S. Читайте мою статью о фильмах Алехандро Аменабара «Море внутри - умереть легче, чем жить».



© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.narod.ru



Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта

Или войдите по логину Киноафиши

Разыгрываем призы к мультфильму «Angry Birds 2 в кино»
Принять участие
Мы в соц.сетях
Как это работает
Вы добавляйте в избранное
фильмы, кинотеатры и персоны
Мы показываем удобное расписание
в разделе "Избранное"
И напоминаем о премьерах
трейлерах, выходе на экраны и начале продаж билетов, чтобы вы не пропустили лучшие места
Войти как пользователь Авторизация по E-mail
ВКонтакте Facebook Одноклассники
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
Нашли неточность?
Написать письмо
Имя
E-mail
Текст
 
 
Отправляя данные,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
Куда сходить после кино?
Авторизация
После регистрации: Доступ к билетам Личная коллекция любимых фильмов и кинотеатров Оценки и комментарии Многое другое

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта

Или по логину киноафиши

Нет логина? Зарегистрируйтесь
Регистрация
E-mail
Пароль
 
 
Регистрируясь,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Вспомнили логин? Войдите

Подписка на рассылку
E-mail
 
 
Подписываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Зарегистрированы? Войдите

Сброс пароля Укажите E-mail использованый при регистрации и мы отправим на него письмо со ссылкой для сброса пароля
E-mail