Меню
Ваши билеты в личном кабинете

От полей Великой Отечественной до современности – как частные инвесторы тянут вперед российский кинематограф

От полей Великой Отечественной до современности – как частные инвесторы тянут вперед российский кинематограф

На прошлой неделе в России состоялась премьера боевика «Турист» о российских инструкторах в ЦАР. Фильм стал весьма нетипичным для отечественной киноиндустрии и вызвал широкий общественный и медийный резонанс, и дело тут даже не в том, что снимался он полностью в Африке, непосредственно в той стране, о которой идет речь, и с настоящими центральноафриканцами в ролях. 

Новый герой для российского кино

Это тот случай, когда создатели фильма смогли найти нового героя, настоящего мужчину, который не стесняется того, что «летает в ад, и это ему нравится». Не стесняется несовершенства, а видит в нем повод к росту и развитию в качестве специалиста. Гриша Дмитриев — российский инструктор с позывным Турист — имел бы шансы стать ярким и узнаваемым персонажем нашего кино. Кто такие эти самые инструкторы, кого они инструктируют и почему оказались в Африке — отвечая на эти вопросы, «Турист» выходит далеко за рамки «добротного остросюжетного боевика, о том, как работают настоящие мужчины», как его окрестили большинство критиков. Если в художественном смысле фильму можно найти много зарубежных и несколько российских аналогов, то по части концепта сравнить его буквально не с чем – это настоящий идеологический прорыв для нашего кино, который было бы очень жаль оставить без продолжения.

Любопытно, что поиском образа нового патриотического героя для фильма о «крутых русских» занимается не какой-нибудь профильный комитет Минкульта, а частные инвесторы.

От полей Великой Отечественной до современности – как частные инвесторы тянут вперед российский кинематограф
Турист

Бизнес и патриотические фильмы

Российское патриотическое кино обычно связывают с государственным финансированием. Получили бюджет, сделали как смогли что получилось (а получается часто такое, из-за чего «государственное героическое кино» уже стало синонимом невнятной клюквы) – и отправились испрашивать еще. Однако в реальности все чаще в производство фильмов вкладывается бизнес.

Конечно, в первую очередь, речь идет о военных фильмах эпохи Второй Мировой. Например, при участии одной из российских игровых компаний снимались фильмы «28 панфиловцев» (2016) и «Девятаев» (2021). А в 2019-2020 году отличную кассу собрала военная драма «Ржев». Фильм снимался по повести фронтовика Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью». Кондратьев сам воевал подо Ржевом в пехоте, был награжден и ранен, так что для него многомесячное сражение за этот город было совершенно не пустым звуком. Съемочная группа имела отличную литературную основу, к тому же, сценарий опирался на реальные документы времен битвы за Ржев. Даже моменты, показавшиеся некоторым зрителям и критикам клюквой а-ля «Рэмбо» были выдернуты прямо из действительной истории битвы за Ржев – из наградных и оперативных документов воевавшей под этим городом 30-й армии.

От полей Великой Отечественной до современности – как частные инвесторы тянут вперед российский кинематограф
Турист

Работники киноиндустрии в свою очередь отлично справилась с задачей – «Ржев» много обсуждали, и он собрал очень неплохую кассу. Даже зрители, которым фильм в целом не понравился, хвалили ленту за атмосферность, толковую актерскую игру и достойную техническую часть. На Шанхайском кинофестивале «Ржев» оценили тоже. Так что опыт можно смело назвать удачным.

«Ржев» снимался при поддержке бизнесмена Евгения Пригожина. И если игровая компания поддерживала кино о героях в основном для того, чтобы продвигать свои продукты, то у него были иные мотивы. Его предок, тоже Евгений Пригожин, капитан и замкомандира батареи тяжелых минометов, воевал под Ржевом и был тесно знаком с Кондратьевым.

От Великой Отечественной войны к современности

В 2020 году по НТВ прошли две части боевика «Шугалей» — о российских социологах, захваченных в заложники боевиками в Ливии. Максим Шугалей – человек вполне реальный, он вместе со своим переводчиком Самером Суэйфаном был схвачен исламистами и освобожден в декабре 2020 года после полутора лет плена. С «Туристом» у него много общего, это не только общая команда и один продакшн («Ржев» также снимала та же компания), а прежде всего, то, что оба фильма повествуют о реальных современных событиях буквально по «горячим следам». «Шугалей» снимался и вовсе еще когда сам социолог находился в заточении — так художественный фильм стал частью информационной кампании, которая в конечном итоге серьезно поспособствовала освобождению его заглавного героя.

И «Туриста», и «Шугалея» можно было бы сравнить с документальным кино или репортажем ТВ, если бы не определенные художественные допущения.

От полей Великой Отечественной до современности – как частные инвесторы тянут вперед российский кинематограф
Турист

Можно только порадоваться, что отечественные фильмы – и телевизионные, и кино – перестали быть тем местом, где в первую очередь занимаются разделом госфинансирования или удовлетворением личных творческих нужд режиссера, и глубоко во вторую – всем остальным. Эта индустрия должна не просто приносить деньги, но и создавать новые образы героев, на которых зритель пойдет с удовольствием смотреть, которым захотят подражать подростки – потому что русские в таком кино действительно круты. А для этого нужно методом проб и ошибок найти способ дать зрителю то, что он хочет. Показывать ему достойную кинопродукцию, после которой он не захочет хвататься за сердце или гнилые помидоры.

Бизнес свои выводы уже сделал и количество успешных попыток приятно радует. Возможно, это происходит потому, что бизнесмены тоже люди, которые хотят смотреть хорошее кино и такие картины снимаются «как для себя», им сразу задана определенная планка качества. Как к этой планке подтянуть государственные «патриотические блокбастеры» -- вопрос для общественного обсуждения.

«Один из самых сексуальных фильмов»: вышел финальный трейлер «Претендентов» «Один из самых сексуальных фильмов»: вышел финальный трейлер «Претендентов» Читать дальше 23 апреля 2024
Дакота Фаннинг попадает в мистическую ловушку в трейлере хоррора «Смотрители» Дакота Фаннинг попадает в мистическую ловушку в трейлере хоррора «Смотрители» Читать дальше 23 апреля 2024
Гоша Куценко бежит вместе с проблемными детьми в трейлере «Непослушников» Гоша Куценко бежит вместе с проблемными детьми в трейлере «Непослушников» Читать дальше 23 апреля 2024
Райан Рейнольдс и Хью Джекман задирают друг друга в трейлере «Дэдпула и Росомахи» Райан Рейнольдс и Хью Джекман задирают друг друга в трейлере «Дэдпула и Росомахи» Читать дальше 23 апреля 2024
10 лучших боевиков 2023 года, о которых вы даже не слышали 10 лучших боевиков 2023 года, о которых вы даже не слышали Читать дальше 23 апреля 2024
Выбери свой знак Зодиака и узнай, какую дораму на Netflix тебе посмотреть Выбери свой знак Зодиака и узнай, какую дораму на Netflix тебе посмотреть Читать дальше 23 апреля 2024
По ним можно учить историю: 10 дорам, основанных на реальных событиях По ним можно учить историю: 10 дорам, основанных на реальных событиях Читать дальше 23 апреля 2024
15 лучших русских детективов, вышедших за последние 10 лет 15 лучших русских детективов, вышедших за последние 10 лет Читать дальше 23 апреля 2024
10 лучших русских фэнтези фильмов, снятых за последние 10 лет 10 лучших русских фэнтези фильмов, снятых за последние 10 лет Читать дальше 23 апреля 2024
Телефонистка пытается спасти попавшую в беду девушку в трейлере триллера «Тревожный звонок» Телефонистка пытается спасти попавшую в беду девушку в трейлере триллера «Тревожный звонок» Читать дальше 23 апреля 2024
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше