Меню
Ваши билеты в личном кабинете

Образ общины в кинематографе на примере фильма «Высотка»

Образ общины в кинематографе на примере фильма «Высотка»

В современном кинематографе все чаще возникает мотив малых социальных групп, общин и закрытых сообществ: модные дома («Поза»), публичные дома («Дом терпимости»), религиозные общины («Солнцестояние»), секты («Так сказал Чарли»), антиутопические объединения ради выживания («Сквозь снег») и во имя комфортной жизни («Черное зеркало»). Попробуем ретроспективно разобраться с одним из возможных мотивов подобного явления на примере фильма Бена Уитли «Высотка» (2015).

Добровольное желание объединяться в социальные группы ― это прежде всего попытка избавиться от случайного или закономерного состояния одиночества. И речь идет не о малых ситуативных знакомствах вроде компании школьных друзей или рабочего коллектива, но о целых домах, где люди, не связанные кровными узами, делят крышу над головой по собственному желанию и предпочитают называть себя семьей. Интерес вызывают те общины (используем дефиницию для всех подобных объединений), которые формируются добровольно, а не вынужденно, в силу неожиданной глобальной катастрофы или внезапного сосуществования на отрезанном от цивилизации участке земли. Термин «worldliness» в трактовке Ханны Арендт имеет коннотацию «having a world», то есть его можно понимать как «единение с миром», «открытость всему миру», «принадлежность к народу мира» и т.д. В концепции Арендт это слово может выражать возможность человека быть частью общемирового бытия, включаться во всемирную демократию, народ мира и т. д., а если попробовать подбросить монету и заглянуть на оборотную сторону данного термина, мы столкнемся с явлением малых групп, презирающих и отрицающих принадлежность к большому миру и то самое единение с ним. На заре формирования такой группы инициатором овладевает идея создания собственного уменьшенного варианта Мира, где его субъективность будет учтена, принята и воплощена в действительность, в то время как в огромном и назойливом «общем» он всегда обречен быть пешкой на шахматном поле. Демократия и всякая мысль о количественной силе радикально стирается, уступая место идее равности среди некоторых равных, ведомых порой совершенно неприемлемыми ценностями для общепринятой морали. Так в фильме Бена Уитли «Высотка» (2015) Роял (Джереми Айронс), создатель уникального архитектурного сооружения в виде пяти модернистских «пальцев», где аккурат посередине устроено небольшое озеро, искренне верит, что совершил переворот в строительном деле. Еще бы: в его высотной пятерке есть все, что нужно человеку, и даже больше. На пятнадцатом этаже супермаркет, где можно встретить всемирно известную актрису, телеведущего или лучшего в городе доктора, чуть повыше площадка для игры в сквош, огромный бассейн, фитнес-зал, библиотеки и прочие прелести, предназначенные для того, чтобы делать человеческую жизнь приятной и минимизировать необходимость выхода за пределы высотки. Вдобавок ко всему, жилой комплекс настолько удален от города, что туда практически не заезжают стражи правопорядка, а значит, живущий там народ совершенно свободен и сам решает, что такое человеческие права и как устроить собственное бытие наилучшим образом. Ну чем не рай на земле? Вот, например, многодетная мать, героиня Элизабет Мосс, считает, что не рай. Успешно рожающая здоровых детей ― актриса в скором времени символично продолжила этот путь в сериале «Рассказ служанки» ― она не забывает вовремя закуривать сигарету и сетовать на мрак и сырость своей квартирки, расположенной слишком низко для идеальной жизни. Находящаяся в предродовом состоянии женщина смиренно терпит эксцентричные выходки своего мужа, квазидокументалиста (Люк Эванс), бегающего с пленочной камерой, и между делом занимается любовью с «человеком без содержания», новым жителем экватора высотки ― героем Тома Хиддлстона.

Образ общины в кинематографе на примере фильма «Высотка»
Кадр из фильма "Высотка"

Если претензии низов обусловлены и ясны, то представить ситуацию, где «верхушка» здания была бы недовольна своим положением, кажется невероятным. Но нет ― и для них идеальный проект не стал воплощением универсальной гениальности. Даже привлекательная рыжеволосая жена главного архитектора (Кили Хоуз), имеющая собственный искусственный, но зеленый сад на крыше пентхауса с возможностью ежедневной прогулки верхом на коне измученно вздыхает, опускаясь на кожаный диван в костюмах эпохи Ренессанса, всем своим видом высказывая невыносимую скуку. Поведение жителей высотки напоминает явление коллективной ностальгии ― недуга больного воображения, лишенного четких границ, помогающих в улавливании причин возникновения подобного. Светлана Бойм, автор книги «Будущее ностальгии», пишет, что ностальгия определяет отношение человека с окружающим миром, и именно это отличает ее от меланхолии ― проблемы индивидуальной психики. Человеческое отношение с внешним, приобретая однажды оттенок тоски, вытекает в желание сблизиться с субъектом, который мог бы начать ассоциироваться с понятием дома, ограждающего от чужих под эгидой новопровозглашённой конституции своих. Бойм выделяет два вида ностальгических сюжетов: реставрирующую и рефлексирующую. Если реставрирующая делает акцент на «доме» и пытается восстановить мифическое коллективное место пребывания, вспомнить былое, то рефлексирующая размышляет о тоске как таковой, отсылает к общей культурной памяти, жалея об иных местах и других эпохах, не имеющих непосредственного отношения к собственному прошлому. Так изобретенные традиции Рояла и его сожителей обусловлены утратой некогда бывшей общности, навсегда потерянной в том прошлом, до которого ныне живущим не суждено добраться, а осознание того, что никакие традиции не могут оставаться неизменным, поскольку сама жизнь постоянно движется, не позволяет им смириться с необходимостью приспособиться к реальной жизни внутри их эпохи и отказаться от обретенных рамок высотки. Оказавшись внутри «идеального» сооружения, никто из жильцов так и не мог получить желаемого, беспрерывно расширяя потребность в большем и лучшем. Стремление к бесконечному соревнованию и стремительному перемещению вверх по черной лестнице лишь в очередной раз доказывает, как глупо и трагично может развиваться напрасная эгоцентричность. Рефлексирующая ностальгия жителей заставляет их примерять на себе различные эпохи, в буквальном смысле организуя всевозможные костюмированные вечеринки. В то время как на нижних этажах менее обеспеченные семьи примеряют образы современных, способных на богатые и шумные вечеринки элит. И все же подобное жесткое ограничение от влияния времени, так называемое worldliness off, где предлог может обозначать «вне» ― вне единения с миром ― лишь поначалу приятно манит новизной глянцевой инструкции по собственной модернизации. Не стоит спешить разбирать коробки до момента преодоления мелкого шрифта в договоре ― истинная цена членства в закрытом сообществе может неприятно удивить.

По книгам Стивена Кинга снято 23 сериала: вот топ 10 лучших По книгам Стивена Кинга снято 23 сериала: вот топ 10 лучших Читать дальше 20 апреля 2024
25 лучших корейских дорам про любовь на Netflix в апреле 25 лучших корейских дорам про любовь на Netflix в апреле Читать дальше 20 апреля 2024
Убийца Джош Хартнетт попадает в затруднительное положение в трейлере триллера «В ловушке» Убийца Джош Хартнетт попадает в затруднительное положение в трейлере триллера «В ловушке» Читать дальше 19 апреля 2024
Сериал «Ведьмак» продлен на пятый и заключительный сезон Сериал «Ведьмак» продлен на пятый и заключительный сезон Читать дальше 19 апреля 2024
15 новинок российского кино 2024, которые уже можно посмотреть 15 новинок российского кино 2024, которые уже можно посмотреть Читать дальше 20 апреля 2024
12 стоящих мини-сериалов на Netflix, которые можно посмотреть за 1 день 12 стоящих мини-сериалов на Netflix, которые можно посмотреть за 1 день Читать дальше 20 апреля 2024
6 русских военных фильмов 2023 года, о которых вы вряд ли слышали 6 русских военных фильмов 2023 года, о которых вы вряд ли слышали Читать дальше 20 апреля 2024
15 забытых фильмов из 90-х, которые стоит пересмотреть в 2024 15 забытых фильмов из 90-х, которые стоит пересмотреть в 2024 Читать дальше 19 апреля 2024
Эффектный, но плоский фильм: появились отзывы о «Мятежной Луне 2: Дарующая шрамы» Эффектный, но плоский фильм: появились отзывы о «Мятежной Луне 2: Дарующая шрамы» Читать дальше 19 апреля 2024
Глен Пауэлл притворяется наемным убийцей в трейлере фильма Ричарда Линклейтера «Я не киллер» Глен Пауэлл притворяется наемным убийцей в трейлере фильма Ричарда Линклейтера «Я не киллер» Читать дальше 19 апреля 2024
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше