Смотрите фильмы за 1 рубль
Оповещения от Киноафиши
Скоро в прокате "Точка кипения" 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Меню
Ваши билеты в личном кабинете

Интервью с автором сценария и режиссером фильма «Братья Систерс» Жаком Одиаром

Интервью с автором сценария и режиссером фильма «Братья Систерс» Жаком Одиаром
Как появилась идея проекта? - Идея проекта родилась у актера Джона Си Райли и его жены, продюсера Элисон Дики. Мы познакомились в 2012 году на кинофестивале в Торонто, где я тогда представлял

Как появилась идея проекта?

- Идея проекта родилась у актера Джона Си Райли и его жены, продюсера Элисон Дики. Мы познакомились в 2012 году на кинофестивале в Торонто, где я тогда представлял фильм «Ржавчина и кость». Они предложили мне прочитать роман Патрика де Витта, на экранизацию которого у них были права. Я прочитал его и пришел в восторг. Это был первый случай в моей практике, когда кто-то пришел ко мне с темой, которая мне понравилась. До этого я всегда начинал проекты, основываясь на одной из своих идей, или с романа, который я сам прочитал. Инициатива всегда исходила от меня. Но в этот раз все было иначе. Если бы я случайно наткнулся на роман де Витта, если бы меня не попросили обратить на него внимание, по собственной инициативе я бы никогда не начал снимать вестерн. Но тогда, в 2012-м, я решился экранизировать книгу, но сначала продолжил работу над «Дипаном», и только потом вернулся к «Братьям Систерс».

То есть, вы и не помышляли о вестерне?

- Честно говоря, нет. У меня никогда особо не складывалось отношений с этим жанром. Те из них, что мне нравились, не были вестернами в чистом виде, а, скорее, постмодернистскими проектами, как, например, фильмы Артура Пенна «Маленький большой человек», «Излучины Миссури» и другие. Меня же больше привлекают произведения, в которых содержится анализ и критика, критика и самого же жанра, как, например, в «Рио Браво», «Человек, который застрелил Либерти Вэланса», «Осень Шайеннов». Большинство вестернов линейны и пафосны, но зачастую лишены психологического напряжения. Меня же привлекают более жесткие, эффектные истории.

Но в этом вестерне вы погрузились в очень личностные темы.

- Да, именно темы родства и братства мгновенно сделали книгу де Витта близкой для меня. Еще одна тема, которая часто встречается во многих вестернах, - наследие агрессии и насилия, бесконтрольность зла... Мы недалеко ушли от «Человека, который застрелил Либерти Вэланса», который рассказывает о становлении демократии. Удастся ли нам когда-нибудь укротить всю эту первородную жестокость?..

Интервью с автором сценария и режиссером фильма «Братья Систерс» Жаком Одиаром
«Братья Систерс»

Но вам, кажется, не совсем интересна обычная «территория» этого жанра?

- Да. У нас, наверное, получился такой дофрейдовский, доаналитический вестерн. Два брата, странствующих в поисках заказанного им человека, едут по Америке и просто болтают по дороге, а к финалу проговаривают вещи, о которых прежде никогда даже и не задумывались. Обычно разговоры происходят в гостиной, но здесь два брата болтают друг с другом, сидя в седле, верхом на лошади. Братья Систерс - неисправимые болтуны, но в то же время и безжалостные убийцы, и очарование романа заключается именно в этом неожиданном контрасте, парадоксальном сочетании. Продюсеры быстро приняли мое предложение свести фильм к форме жуткой сказки: двое детей потерялись в лесу, с ходом истории они вырастают прямо на наших глазах, поэтапно продвигаясь к заветной цели.

По дороге нам надо было уловить и показать парадокс единства и противоположности характеров двух братьев. Но еще одной большой задачей в адаптации романа для кино было развитие персонажей Уорма (Риз Ахмед) и Морриса (Джейк Джилленхол), идеалиста и денди. Образы этих героев были выписаны в романе, но в более комичном ключе. Мы же превратили их в настоящих героев того времени, эдаких носителей утопических и идеалистических идей. Парочка Уорм&Моррис абсолютно противоположна братьям Систерс.

В такой конструкции есть интересное теоретическое измерение?

- Да, обычно вестерны – это фильмы с яркой моралью, продвигаемой одним из персонажей; в фильме «Братья Систерс» мы лишь обозначили некий моральный горизонт, к которому двигаются наши герои. Сначала один из братьев изменит свой взгляд на мир, а по мере развития истории и во втором брате произойдут перемены.

Артикуляция главной идеи фильма через образ идеалиста Уорма, чьи убеждения соблазняют одного персонажа за другим, было самой интересной задачей в создании киноадаптации. В канву романа мы внедрили некоторую утопическую историю, основанную на хорошо документированных рассказах последователей философии до-социалиста Сен-Симона, которые в XIX веке пересекли океан в надежде построить новое общество в Соединенных Штатах.

Любой проект рождается из вашего опыта - картин, которыми вы любуетесь, книг, которые вы читаете, ежедневных разговоров и размышлений… Наш фильм вовсе не ограничивается рамками вестерна, но, конечно, мы не могли совсем не задуматься об особенностях этого жанра.

«Братья Систерс»
«Братья Систерс»

Но что же такое современный вестерн?

- Есть две тенденции. С одной стороны, есть неоклассические вестерны – «Аппалуза» Харриса, «Открытый простор» Костнера - фильмы, которые оживляют мифологию, вновь и вновь уводят к архетипам. Но есть и другой подход, например, Тарантино: ироничный, ультражестокий, применяющий коды насилия современного кино к вестернам. Мы, кажется, выбрали третий путь - путь умиротворенного вестерна.

Две линии в нашей истории развиваются параллельно: с одной стороны –путешествие братьев Систерс, с другой – приключения дуэта Уорма и Морриса. Зритель ждет, что кульминацией сюжета станет точка, где две эти парочки встретятся, где и состоится их финальное противостояние, но все оказывается вовсе не так. Когда две пары героев встречаются, начинается совершенно другой фильм…

Создавая образы Уорма и Морриса, с их утопическими и политическими идеалами, практически с нуля, мы поняли, что, когда эта парочка пересекается с братьями на берегу золотоносной реки, течение фильма принимает совершенно другое измерение, другой вес. Особенно это касается развития образа Илая Систерс: словно в одно мгновение в человеке проявляется новый способ мышления, новый жизненный горизонт, который заставляет его бросить вызов авторитету своего брата.

Обычно в вестернах герои спасают девушек от индейцев, скотоводы и фермеры воюют с местными за территории - все просто и линейно. В нашем вестерне нет этой очевидности: тут ковбой плачет, когда умирает его лошадь, мастурбирует, думая о девушке, здесь зубная щетка становится не только признаком прогрессивности, но и важным ключом к коммуникации.

Съемки фильма проходили в Испании и Румынии, а не в Северной Америке?

- Это было намеренно. Мы искали локации в США, на пути из Орегона в Сан-Франциско, который заканчивается у берегов Тихого океана. Это совершенно сказочные места! Потом вели разведку в Канаде, в районе, где когда-то был снят сериал «Дедвуд». Но, помимо вопроса стоимости, меня беспокоило то, что пейзажи в этих краях, с одной стороны, совершенно не тронуты временем, сохранены в безупречном состоянии, а с другой стороны… я спрашивал себя: «А сколько раз ты все это уже видел: огромное небо, глубина перспективы, старинные деревни с великолепными горами на заднем плане...» Я понял, что нам нужно быть более изобретательными, потому что главное, на что мы поставили карту, - это человеческие отношения, для них нужно создать особое художественное пространство.

Я уже испытал нечто подобное с «Пророком», когда, готовясь к съемкам, побывал в настоящих тюрьмах Франции, Бельгии и Швейцарии: реальность не помогает в создании образа. В лучшем случае это приводит к созданию документального фильма, но не дает пути к поиску художественного решения, изобретению кинематографического языка.

Снимая «Дипан», мы изобрели для себя нечто новое: пригласили в проект непрофессиональных актеров, которые приехали из-за рубежа и говорили на тамильском языке. В «Братьях Систерс» свой подход: это вестерн, очень далекий для меня жанр, снятый на английском языке, но в Румынии и Испании, и с американскими актерами. Все эти составляющие придали проекту новую форму.

Боюсь, это прозвучит самонадеянно, но иногда все мои творческие измышления сводятся к тому, что я спрашиваю себя: «Будет мне все это скучно или все-таки нет?..»

«Братья Систерс»
«Братья Систерс»

Почему вы хотели работать именно с американскими актерами?

- Я думал, что из-за особенностей условий съемок работать в США очень трудно. Но, с другой стороны, американские актеры всегда ужасно привлекали меня, потому что они каждый раз выдают невероятное мгновенное перевоплощение, в каждой новой работе они новы и оригинальны – разные герои одних и тех же актеров обладают другими лицами, пластикой, формами тела… Что за особый талант? Но, как только мы начали сотрудничество, я увидел, как это все происходит: каждый раз это работа. Большая актерская работа. И еще они никогда не останавливаются в развитии.

Например, я звоню я как-то Джейку Джилленхолу, а он говорит мне: «Знаешь, Жак, я провел некоторое исследование этого исторического периода и хочу заметить, что…» Да, у Джейка есть помощники, которые раскапывают хронику, подбирают литературу, но осваивает материал он сам. «Жак, - еще говорил мне Джейк, - на твой взгляд, как бы в этой сцене выразился выпускник одного из первых университетов Восточного побережья в XIX веке? Как бы он сформулировал это предложение в своем донесении?» Вот что на это ответить?.. В итоге Джилленхол на месяц углубился в работу с историком-лингвистом и вернулся со стилистикой того времени в своем естестве. Единственное, что ему было нужно, - это костюм. Я никогда не испытывал ничего подобного.

И ее только Джилленхол, все американские актеры появляются на площадке с ясным пониманием того, как его герой двигается, как он ходит, садится, как он ведет себя в обществе, смотрит ли он на людей, с которыми он разговаривает, или нет. Свою профессию «киноактера» они развивают десятилетиями. Они точно знают, где стоит камера, что такое объектив, находятся ли они в кадре или вне кадра, как они будут выглядеть при определенном свете, какая деталь их тела будет захвачена в кадр при том или ином ракурсе. Для меня такой профессионализм стал новостью. Я был ужасно впечатлен и даже наэлектризован. Съемки временами бывали тяжелыми, но каждое утро я был невероятно рад видеть этих парней снова и снова.

Как вы работали с Хоакином Фениксом?

- Хоакин – один из самых очаровательных людей, которых я встречал в своей жизни. Но с самого начала съемок он сказал мне: «Жак, помни, что я - непрофессиональный актер». Я выслушал его, но трудно воспринимать его слова всерьез, зная, что в кино он снимался всю жизнь, а первую роль сыграл в восемь лет. Но в конце каждого дубля он вставал, нервно ожидая, когда я приду и расскажу ему, как все прошло и какие корректировки нужно сделать для следующего дубля. Но не дай Бог вам сказать ему, что все было сделано хорошо, об этом не может быть и речи! Как и каждый актер, Хоакин обладает индивидуальностью, но и нуждается в определенных советах, подсказках. Мы сработались.

Вы посвятили фильм своему старшему брату, который умер, когда ему было 25. Память о брате неизбежно погружает в воспоминания о детстве?

- Для меня это посвящение было естественным. Когда в семье только двое детей, смерть старшего брата внезапно делает тебя единственным ребенком. А еще – из младшего ты становишься старшим. Вся ответственность, которая в свое время лежала на брате, словно переходит на тебя. Ты понимаешь, твое положение младшего было ужасно удобным, но в одно мгновение тебе достаются все минусы старшего, без единого плюса. Главное, ты теперь остаешься в одиночестве.

«Братья Систерс»
«Братья Систерс»

Вы изменили возраст двух братьев относительно книги?

- Мы просто сделали так, что боссом в этом братском дуэте стал младший брат (Хоакин Феникс). В книжном варианте старший брат (Джон Си Райли) утратил свое первородство. Мы же взяли на себя смелость увидеть их детьми: Илай и Чарли - старые ковбои, уставшие и изношенные, но в глубине души им всего лет по 12-13. В их отношениях есть нечто, что застряло в их детстве, что заблокировало их судьбы. Они могут функционировать только как дуэт, потому что это возвращает их к неразрешенному детскому конфликту, к трагедии, из которой они вышли в извращенном виде.

Я любил снимать этих двух парней - нервозного Феникса и огромного Джона Си, с этим его «Эй, ты дуешься?». Его герой, Илай Систерс, по мере продвижения фильма должен был ярче всех героев измениться, вырасти, стать новым человеком…

Отказ от насилия, выбор другого пути - эти темы так или иначе затронуты во многих ваших фильмах…

- …В финале картины братья Систерс возвращаются домой и решают начать жизнь с нуля. Впервые из-за очень сложного графика нам пришлось вести съемки не в хронологическом порядке. Но я настоял на том, чтобы финальная сцена была снята последней, чтобы она несла в себе энергию главной идеи фильма.

Подробности съемок финальной сцены я сообщил актерам только утром последнего дня. Если бы мы начали снимать этот эпизод двумя неделями раньше, все вышло бы по-другому. Не получилось бы сказки. Может быть, это звучит слишком пафосно, но герои, действительно, как в сказке, приходят домой, а их мать становится конечной точкой, вершиной всей истории. Счастье, в отличие от печали, трудно передать на экране. Потому что каждый раз счастье - это сенсация.

«Братья Систерс»
«Братья Систерс»

Расскажите о работе с оператором Бенуа Деби («Экстаз», «Вход в пустоту», «Ранэвэйс», «Необратимость», «Весёлые» каникулы». – Прим. ред.).

- Мне понравилась работа Бенуа в фильмах Гаспара Ноэ и Хармони Корин. Он - один из немногих операторов, кто продолжает работать над изображением в широкой цветовой палитре, тогда как в наше время вошел в моду определенный визуальный стандарт - блеклый, преимущественно синий, - привнесенный в мир кино цифровыми технологиями.

Бенуа вообще хотел снимать на 35-миллиметровую пленку. Но помимо финансовых соображений, я не думал, что в этом есть большой смысл, и даже наоборот, была опасность прийти к маньеризму или фетишизму.

Но я хотел получить особое, «сказочное» изображение, где были бы цвет и свет, день и ночь. Иногда у нас в кадре очень темно, но когда все озаряется светом, картинка становится невероятно красочной.

Вы возражаете против любого фетишизма, будь то фетишизм жанровый или технологический?

- Если быть до конца честным, то я должен признаться: самые яркие образы, которые впечатлили меня в последнее десятилетие, чаще всего находились вне сферы кино, в современном искусстве, например.

У многих из моих коллег-режиссеров очень напряженные отношения с техникой. Я хочу освободиться от любых навязчивых идей. Ничто «специальное» не поможет мне получить в искусстве то, что я хочу. Интереснее работать над вымыслом, искать пути создания образов с тем оборудованием, которое у нас есть сейчас. Или же гибридизировать техники и пространства в съемочном процессе, используя, к примеру, ту или иную среду в создании определенной атмосферы, напряжения. Мы в кино, да и во всей жизни находимся в эре колебаний, летая туда-сюда, как маятник, как, например, это происходит с винилом в музыке. Хочется быть ближе к нашему наследию, но в то же время, не только инструментарий, но и наше видение реальности меняются настолько стремительно, что невозможно уже носить дедушкин пиджак. Это один из величайших парадоксов нашего времени…

Чем занимаются сейчас и как выглядят актеры сериала «Очень странные дела» Чем занимаются сейчас и как выглядят актеры сериала «Очень странные дела» Читать далее 24 мая 2022
Социальная иерархия и ее последствия: 12 фильмов, похожих на «Паразитов» Социальная иерархия и ее последствия: 12 фильмов, похожих на «Паразитов» Читать далее 24 мая 2022
8 практичных лайфхаков из кино, с которыми ваша жизнь не будет прежней 8 практичных лайфхаков из кино, с которыми ваша жизнь не будет прежней Читать далее 24 мая 2022
«Триггер»: когда выйдет 3 сезон и какие сюрпризы можно ждать от продолжения «Триггер»: когда выйдет 3 сезон и какие сюрпризы можно ждать от продолжения Читать далее 17 мая 2022
16 увлекательных фильмов, действие которых происходит в море 16 увлекательных фильмов, действие которых происходит в море Читать далее 19 мая 2022
«Алекс лютый. Дело Шульца»: отзывы и главные ляпы, которые отметили зрители «Алекс лютый. Дело Шульца»: отзывы и главные ляпы, которые отметили зрители Читать далее 18 мая 2022
Тест: Насколько хорошо ты помнишь первые три сезона «Очень странных дел»? Тест: Насколько хорошо ты помнишь первые три сезона «Очень странных дел»? Читать далее 23 мая 2022
10 самых распространенных ляпов, которые происходят в кино снова и снова 10 самых распространенных ляпов, которые происходят в кино снова и снова Читать далее 20 мая 2022
Короче говоря: Киноафиша приглашает на показ лучших короткометражных фильмов! Короче говоря: Киноафиша приглашает на показ лучших короткометражных фильмов! Читать далее 23 мая 2022
7 нелепых ошибок, которые были допущены при экранизации «Гарри Поттера» 7 нелепых ошибок, которые были допущены при экранизации «Гарри Поттера» Читать далее 19 мая 2022
Вся наша жизнь - симуляция: 10 фильмов, похожих на «Матрицу» Вся наша жизнь - симуляция: 10 фильмов, похожих на «Матрицу» Читать далее 19 мая 2022
Всем ребятам пример: 8 советских фильмов о пионерах Всем ребятам пример: 8 советских фильмов о пионерах Читать далее 20 мая 2022
10 случаев, когда актеров омолодили для роли и это выглядело странно 10 случаев, когда актеров омолодили для роли и это выглядело странно Читать далее 20 мая 2022
Какая любовная история из ромкомов подходит тебе по знаку зодиака? Какая любовная история из ромкомов подходит тебе по знаку зодиака? Читать далее 23 мая 2022
Выжить любой ценой: 15 фильмов и сериалов, похожих на «Голодные игры» Выжить любой ценой: 15 фильмов и сериалов, похожих на «Голодные игры» Читать далее 23 мая 2022
7 сериалов об эпидемиях: от постапокалиптической комедии до пугающе реалистичных драм 7 сериалов об эпидемиях: от постапокалиптической комедии до пугающе реалистичных драм Читать далее 20 мая 2022
6 раз, когда диснеевские принцессы преподносили неправильный пример 6 раз, когда диснеевские принцессы преподносили неправильный пример Читать далее 20 мая 2022
Related video