Меню
Ваши билеты в личном кабинете

Драмы больше нет: «Одесса» Валерия Тодоровского

Драмы больше нет: «Одесса» Валерия Тодоровского

Главный российский фестиваль «Кинотавр» открылся фильмом, в котором один из лучших отечественных режиссеров вспоминает собственное детство – с неожиданными последствиями. Ксения Реутова наблюдала в Сочи за густонаселенной драмой режиссера «Стиляг».

Самый младший из героев фильма «Одесса» носит имя Валерик. Одного этого уже достаточно, чтобы понять, откуда он взялся. Но создатели картины усиливают сходство по максимуму: на лице у мальчика родинка – точно такая же, как у режиссера Валерия Тодоровского. Почти прустовская погоня за утраченным временем, начатая в «Оттепели» (а отчасти, наверное, и раньше, еще в «Стилягах»), завела постановщика в Одессу 1970 года. Тем летом город пережил эпидемию холеры, въезд и выезд из него закрыли на месяц. Тодоровскому тогда было восемь, и этот период запомнился ему как пир во время чумы: одесситы насмерть перепугались, а потом, когда паника прошла, начали жить на полную катушку.

В фильме журналист-международник Борис (Евгений Цыганов) вместе с сыном Валериком (Степан Середа) приезжает в Одессу к родственникам жены. В небольшой квартире в уютном дворике теснится большая еврейская семья: тесть Григорий Иосифович (Леонид Ярмольник), теща Раиса Ировна (Ирина Розанова) и сестры Борисовой супруги со своими мужьями. Старшая (Ксения Раппопорт) замужем за пьющим композитором, младшая (Евгения Брик) – за спекулянтом. Новости о холере расшатывают и без того непростую семейную ситуацию. К тому же Борис с Валериком из-за нехватки места отправляются ночевать к соседям через дорогу – а там постель им стелет 15-летняя красотка (Вероника Устимова), которая легко очаровывается одетым в джинсовую куртку москвичом.

Реальный город в кадр не попал. Тодоровский несколько раз был в Украине, оценил обстановку и понял, что работать там не сможет. Леониду Ярмольнику, который выступил также продюсером картины, и вовсе запрещен въезд в страну. В результате одесский дворик строили на «Мосфильме», легендарный трамвай Tatra нужной модели везли из Волгограда в Таганрог, море и порт снимали в Сочи. Эти вынужденные условности, как ни странно, не разрушают общий замысел. Как раз наоборот. От прочих фильмов о советском прошлом «Одесса» отличается тем, что она воссоздает не время, а личные воспоминания о нем.

Драмы больше нет: «Одесса» Валерия Тодоровского
«Одесса»

Тодоровский смакует бытовые детали, которые так трудно восстанавливаются в памяти во взрослом возрасте и так легко усваиваются в детстве, когда кажется, что жизнь только из них и состоит. Его картина – удивительно тактильная. Шкворчит растительное масло на сковородке, где жарят оладьи, скрипят и пошатываются деревянные перила, ведущие во двор, чавкает свежая рыба на «Привозе», к женским шеям в жаркой летней дрёме липнут волосы. Эти мелочи оказываются важнее большого городского портрета, точно так же, как баталии внутри отдельно взятой семьи оказываются важнее и интереснее того, что происходит в стране. У «Одессы» нет ни общесоветского, ни внутриукраинского политического измерения, нет вертикальных связей «человек – система», есть только связи горизонтальные.

При этом желаний и творческих возможностей у режиссера было явно больше, чем на заявленные 2 часа 10 минут. Кажется, сценарного материала тут хватило бы на полноценный сериал. В рамках фильма этому одесскому дворику просто тесно. Он густонаселен и в буквальном, физическом смысле (героев слишком много, раскрыть каждого из них до конца не удается), и в эмоциональном. Холера напоминает персонажам о том, что все они смертны, и каждый из них по-своему справляется с этой мыслью: одни уходят в греческую трагедию, другие – в карнавальную буффонаду.

Временами кажется, что смотришь сразу три фильма в одном. Первый рассказывает о мальчике, проживающем лето как маленькую жизнь. Это ради него здесь сцены с поглаживанием кота, заточкой ножей или хулиганским взрывом бутылки – Валерик воспринимает любое незнакомое ему действие как открытие, как чудо. Это ради него пленка, на которую снимает вызванный Тодоровским из Голливуда оператор Роман Васьянов: она помогает создать вокруг героев тот летний солнечный ореол – игру света и одновременно детского воображения, наделяющего взрослых божественным всемогуществом.

Драмы больше нет: «Одесса» Валерия Тодоровского
«Одесса»

Второй фильм – семейная сага, сложное переплетение обстоятельств, пробуждающих у персонажей самые разные чувства по отношению друг к другу - от любви и нежности до зависти и ярости (есть еще «квартирный вопрос», который вечно все портит). Здесь в центре внимания – уже не Валерик, а Григорий Иосифович и Раиса Ировна. Коренные жители, уходящая натура. Леонид Ярмольник и Ирина Розанова проделывают потрясающую работу, хотя все равно звучат не как одесситы, а как заслуженные артисты, справляющиеся с нелегкой задачей сыграть одесситов.

Наконец, есть третья линия, любовная – взаимное влечение Бориса и 15-летней девочки. Евгений Цыганов, привычно блистательный, играет человека, соблазненного возможностью прожить какую-то новую жизнь, пусть даже длиной в месяц, и взять от нее самое главное. Неудобство заключается в том, что, как ответственный советский гражданин и порядочный мужчина, позволить он себе этого не может. Цыганову единственному не нужно изображать обитателя Одессы, поэтому его персонаж выглядит естественнее и убедительнее всех, и именно эту линию Тодоровский выводит в финал как центральную. Кажется, зря. По отношению к Валерику это точно предательство.

Начали с мальчика, который открывал для себя один из самых прекрасных городов земли через звуки, прикосновения и образы, и закончили банальнейшей, повторенной уже десять тысяч раз историей о том, как статусному немолодому мужчине захотелось свежего мяса. Эх, «Одесса». Прости, но такие страдания больше не драма – и неважно, в какое время происходит действие.

Глен Пауэлл притворяется наемным убийцей в трейлере фильма Ричарда Линклейтера «Я не киллер» Глен Пауэлл притворяется наемным убийцей в трейлере фильма Ричарда Линклейтера «Я не киллер» Читать дальше 19 апреля 2024
Сериал «Ведьмак» продлен на пятый и заключительный сезон Сериал «Ведьмак» продлен на пятый и заключительный сезон Читать дальше 19 апреля 2024
15 лучших фантастических фильмов за последние 5 лет: критики дали им высший балл 15 лучших фантастических фильмов за последние 5 лет: критики дали им высший балл Читать дальше 19 апреля 2024
15 забытых фильмов из 90-х, которые стоит пересмотреть в 2024 15 забытых фильмов из 90-х, которые стоит пересмотреть в 2024 Читать дальше 19 апреля 2024
10 лучших фильмов 2024 года, которые уже можно посмотреть онлайн 10 лучших фильмов 2024 года, которые уже можно посмотреть онлайн Читать дальше 19 апреля 2024
Квентин Тарантино решил не снимать свой фильм «Кинокритик» Квентин Тарантино решил не снимать свой фильм «Кинокритик» Читать дальше 18 апреля 2024
Зак Снайдер планирует выпустить шесть частей «Мятежной Луны» Зак Снайдер планирует выпустить шесть частей «Мятежной Луны» Читать дальше 18 апреля 2024
Убийца Джош Хартнетт попадает в затруднительное положение в трейлере триллера «В ловушке» Убийца Джош Хартнетт попадает в затруднительное положение в трейлере триллера «В ловушке» Читать дальше 19 апреля 2024
8 лучших сериалов с короткими сериями: каждый эпизод смотрится на одном дыхании 8 лучших сериалов с короткими сериями: каждый эпизод смотрится на одном дыхании Читать дальше 19 апреля 2024
10 советских мультфильмов, которые можно смотреть только взрослым 10 советских мультфильмов, которые можно смотреть только взрослым Читать дальше 19 апреля 2024
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше