Меню
Ваши билеты в личном кабинете

Пресс-конференция с Андреем Звягинцевым, Александром Роднянским и актерами фильма «Нелюбовь»

Пресс-конференция с Андреем Звягинцевым, Александром Роднянским и актерами фильма «Нелюбовь»
«Нелюбовь» Андрея Звягинцева получила приз жюри на 70-м Каннском кинофестивале. В российский прокат фильм выходит 1-го июня. Режиссер, продюсеры, оператор и исполнители главных ролей не

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева получила приз жюри на 70-м Каннском кинофестивале. В российский прокат фильм выходит 1-го июня. Режиссер, продюсеры, оператор и исполнители главных ролей не замедлили рассказать журналистам о работе над кинолентой.

Постоянный оператор Андрея Звягинцева о работе с режиссером и новых технических приемах в «Нелюбви»:

Михаил Кричман: Фильмы Звягинцева, они все разные, хотя есть такое поверье, что режиссер всегда снимает один и тот же фильм. На мой взгляд, они все разные, хотя там есть и моя рука.

Мы впервые снимали на цифру. Это решение было вызвано тем, что сегодня трудно уже работать с пленкой, не все лаборатории готовы с ней работать, наши российские, до зарубежных нам было просто не дотянуться, и не было смысла особого, потому что цифра уже набирает силы. Копировать пленку смысла нет. Это полноценный медиум.

Продан ли уже фильм каким-то странам?

Александр Роднянский: Ответ прост: он продан во все без исключения страны мира. Во все без исключения страны мира! Больше того, самое главное, он выйдет в прокат во всех странах мира. Поясню. К фильмам Звягинцева – всегда особый интерес, к фильмам Каннского конкурса – интерес вдвойне, к картинам, вызывающим резонанс, а как вы, может быть, слышали, «Нелюбовь» вызвала достаточно серьезный резонанс и, открыв конкурс Каннского кинофестиваля, осталась в лидерах журналистских симпатий. Вы знаете, что журнал Screen International в своей ежедневно публикуемой версии дает возможность десяти представителям крупнейших мировых средств массовой информации, среди которых американский Time, французские Libération и Positif, английский Sight & Sound и Daily Telegraph, немецкая Die Zeit и от России в этом году, и уже два года под ряд, наш популярный онлайновый ресурс Meduza в лице Антона Долина. Все эти крупные критики ставят ежедневные оценки. И вот по этим оценкам выставляется средняя, средний балл. И начав конкурс с достаточно высокого балла, картина «Нелюбовь» удержала первое место в журналистских оценках до самого финала фестиваля.

Алексей Розин, Андрей Звягинцев, Марьяна Спивак, Александр Роднянский на Каннском кинофестивале
Алексей Розин, Андрей Звягинцев, Марьяна Спивак, Александр Роднянский на Каннском кинофестивале

Звягинцев пришел к вам с тремя страницами синопсиса. Значит ли это, что вы никогда не скажите ему нет?

Александр Роднянский: Мы с Андреем долго разговаривали на предмет следующего фильма, и у нас была совершенно замечательная возможность (обсудить будущий проект – прим. ред.) во время длительной истории, связанной с «Левиафаном» и его путешествием по разным фестивальным направлениям и премьерным. Когда картина выходит в прокат, приезжает группа и проводит несколько дней вместе, мы много времени проводили вместе и, как правило, тратили его на разговоры. Поэтому три страницы, о которых Андрей сказал несколько раз, принесенных мне, написанных Олегом Негиным, не были, во-первых, для меня новостью, а во-вторых, и в-главных, я все-таки почти десять лет с Андреем работаю, и для меня не вопрос того, что все, что угодно, он может принести. Я очень хорошо читаю то, что он пишет. Его сценарии, вернее, их с Олегом сценарии, они не являются в чистом виде форматными. Традиционно двухчасовая картина должна быть написана, если следовать всем форматным принципам, в 120 страницах текста. У Андрея, например, «Елена», которую мы запустили сразу, как только я прочитал, на следующее утро, была написана в 40 страницах. А «Левиафан» был меньше 70. И точно так же неформатна была в итоге и «Нелюбовь». Но просто я очень хорошо знаю кинематограф Звягинцева, я понимаю, что он имеет в виду. Он пишет для себя и для своих партнеров, и дальше его секрет, на самом деле, внешне прост. Он проводит очень серьезный, вместе, вернее, со всеми участниками процесса: с Мишей, с художником-постановщиком Андреем Панкратовым – всеми, на самом деле, ключевыми руководителями департаментов, он проводит очень серьезный, чрезвычайно тщательный подготовительный период. И когда мы запустили условно в производство три страницы текста, это позволило писать сценарий одновременно, примеряясь уже к объектам, т.е. искали локейшаны и находили их, и уже писали под конкретные объекты. И самое главное для меня было совершенно очевидно: история, которую мы обсуждали до этого и которая уже была изложена абсолютно точно на бумаге, – то, что она может быть развернута в серии сцен и эпизодов, и диалогов, у меня сомнений не было. Мы много и подробно вместе постоянно работаем, поэтому, я бы так сказал, я попросил не экспондировать опыт Звягинцева, я говорил это очень многим режиссерам, даже вполне талантливым. То, что можно сделать со Звягинцевым, не означает, что можно сделать с кем-то еще. Я более точно мыслящего, более последовательного режиссера не знаю. А я знаю очень многих, не только российских. Поэтому, когда он пишет текст и приносит, совершенно ясно можно полагать, что это превратиться в качественный сценарий, в отношении которого можно сказать, как говорил Рене Клер, извините за банальную старую фразу: «Мой фильм уже готов, осталось лишь его снять».

Вопрос к Глебу Фетисову, одному из продюсеров Фильма. Почему вы решили поработать на этом проект?

Глеб Фетисов: На самом деле, это мой первый опыт сотрудничества с Александром (Роднянским – прим. ред.), с которым мы знакомы уже больше 20 лет, но, правда, в другой несколько сфере. Мы начали как раз сотрудничество именно с фильма «Нелюбовь», потом уже у нас это развилось и в сотрудничество по фильму «Дуэлянт». Я сразу хочу сказать, что меня пригласил на этот проект сам Александр, и я уже вошел в проект, когда синопсис превратился в сценарий. Т.е. я прочитал сценарий, после этого… – Он меня потряс, –Александр организовал встречу с Андреем, и здесь я испытал шок второй раз, потому что у Андрея есть одна черта, которой я пока еще не встречал ни у одного российского режиссера. Мне как человеку бизнеса эта черта очень симпатична, эта необыкновенно четкий и ответственный человек. Все, что он говорит, он выполняет до мельчайших подробностей, до мельчайших деталей. Отклонения возможны только в одном, если вмешается какое-то стихийное событие.

Алексей Розин в третий раз снимается у Звягинцева. Как же осуществлялось его вхождение в кинематограф режиссера?

Алексей Розин: Меня пригласили на пробы. Я пошел, это были пробы на фильм «Елена». При том пробы были назначены на тот день, когда я должен был ехать со своим спектаклем новым в гастроли. Мы должны были ехать первый раз его показывать. Я шел, особо ни на что не рассчитывая, потому что в моей жизни было много проб и неутверждений, поэтому не пойти на пробы к Звягинцеву – ну, как? – такая лотерея. И точно так же я пришел, мы что-то поделали, попробовали, поговорили, и я уехал. И потом об этом даже особо не вспоминал, а через несколько месяцев меня позвали еще раз, и уже потом какой-то процесс пошел, партнерские пробы, утверждение.

И «Нелюбовь» точно так же. Я точно так же пришел на пробы, несмотря на то, что мы уже знакомы были с Андреем Петровичем… но я точно так же пришел на пробы, и несколько месяцев длились пробы, и неоднократно я приходил на них, с разными партнерами и партнершами пробовался. В итоге, вот, так повезло.

Александр Роднянский: Тут важно добавить, что Андрей Петрович любит неизвестных артистов. У нас практически один раз был фильм с очень известными артистами. Это был «Левиафан». И это было уже решение принято после того, как прошли несколькими кругами большое количество очень артистов и московских, и питерских, и региональных. Он очень открыт всем, он смотрит всех, встречается и никому, в этом смысле прав Алексей Розин, никому, даже тем, кто снимались в предыдущих картинах, не гарантировано ни в коем случае само по себе место в новой. Это только пробы, только разговоры с режиссером, только его понимание до какой степени это сработает в фильме.

Кадр из фильма «Нелюбовь»
Кадр из фильма «Нелюбовь»

Велись ли съемки в хронологическом порядке?

Алексей Розин: К сожалению, разрозненно нам пришлось снимать, а потом еще остановиться на очень долгий период из-за погодных условий. Как вы все помните, в этом году было какое-то удивительное начало зимы, мы ждали этого времени, самого такого мрачного времени осени, когда упадут листья, а снег еще не выпадет, и в этот раз это произошло одновременно. Листья упали вместе со снегом, и этот снег первый никуда не делся и лежал до самой весны.

Ощущали ли вы напряжение по мере развития своих персонажей?

Алексей Розин: Тут большое значение и поддержку, помощь в этом смысле имеет как раз подход Звягинцева в работе с актерами. И я думаю, что это как раз благодаря тому, что и он сам актер по первому образованию, по первым даже двум, и он понимает актеров на каком-то… с ним можно договориться, он очень внятно ставит задачи и сопровождает, и поддерживает, в этом смысле не дает куда-то там свалиться, если вдруг ты не знаешь, что делать. И эта подготовительная работа, как говорил Александр Ефимович, это разговор, это разбор, это грандиозная подготовка, колоссальная. Когда начинаются съемки, режиссер готов настолько! И он знает, чего он хочет получить в каждой сцене, в каждом кадре – это очень сильно помогает двигаться не на ощупь, а все-таки представляя себе, что мы делаем в тот или иной момент.

Александр Роднянский: Он (Звягинцев – прим. ред.) впервые, не досняв картину, монтировал ее, потому что снег, как сказал Алексей, выпал 27 октября, а по решению Андрея с Михаилом, вы видели, там не должно быть зелени, и при этом снега не должно быть во многих сценах, поэтому пришлось ждать весны. И, соответственно, ждать весны и ничего не делать было бы странно, поэтому начали монтировать, и, в общем, готовая картина, смонтированная, с недостающими 12 минутами ждала того, как закончится снег в марте. И поэтому актерские сцены все были сложны. Их было не так много на мартовском периоде, но темнее менее. Поэтому, когда досняли, у нас получилось страшное везение в том смысле, что мы попали между двумя периодами непогоды. Вот, как бы эти десять дней нам дали возможность снять, потом снова началась метель, вы помните, апрельская. И мы закончили картину, это было день в день, и я где-то говорил о том, что странным образом мы несколько дней домонтировали картину, посмотрели один раз только вечером 9 апреля, и десятого – крайний день, который дирекция Каннского фестиваля мне дала при том, что это значительно позже обычного периода, так сказать, регистрации просмотра фильмов, но они позволяют себе это делать в отношении очень больших режиссеров. В отношении Звягинцева это было естественно. И 10 апреля я полетел с этой картиной, которая еще не была завершена полностью.

Кадр из фильма «Нелюбовь»
Кадр из фильма «Нелюбовь»

Почему «Нелюбви» не дали Золотую пальмовую ветвь?

Александр Роднянский: Самое нелепое дело – это комментировать решение жюри. Я сам бывал много раз в жюри, и знаю, что решение жюри – это в конечном счете солидарное решение нескольких субъективно мыслящих людей. В данном случае девяти выдающихся кинематографистов.

Из двух тысяч с чем-то фильмов отобрали 19 в конкурс, из 19 семь наградили. Мне кажется, мы неплохо выступили. Мы получили приз жюри, который получали исторические режиссеры, как Ингмар Бергман, никогда не получавший «Золотую пальмовую ветвь», Жан-Люк Годар, никогда не получавший «Золотую пальмовую ветвь», Микеланджело Антониони – дважды, Кшиштоф Кесьлевский, Рой Андерссон. Я могу перечислять долго, это правда. Это приз, как правило, дающийся фильму в целом и фильму, стоящему особняком.

И, если честно, эта картина – «Квадрат» – очень хорошо подходит на эту награду. Это очень европейский, ироничный фильм, в котором есть огромное количество достоинств и который, в общем, на мой взгляд, высмеивает кризис европейской цивилизации широко и европейского искусства, в частности. И в этом смысле для Каннского фестиваля он более чем хорош.

Повлияли ли разговоры о «русофобстве» «Левиафана» на «Нелюбовь»? Ожидаете ли сейчас чего-то подобного.

Андрей Звягинцев: Нет, нет, таких идей не было. И больше того, я даже не вижу здесь почвы для этого. Вот, эти умонастроения всегда найдут себе почву, они же рыщут ее, только дайте взять. Но я, признаюсь, не видел в самом начале никаких причин для того, чтобы эта волна опять как-то поднялась. Я говорил недавно в одном интервью о том, что мы снимали фильм для того, чтобы зритель пришел домой и крепко обнял своих близких. Если на этом фоне с таким посылом, с сердечным посылом к эмпатии, к объединению, к состраданию, сочувствию и уважению другого, если на этой почве строить какие-то такие дурацкие замки, пустые конструкции – к этому надо иметь талант. Я к этому так отношусь. И никак по-другому.

Андрей Звягинцев на Каннском кинофестивале
Андрей Звягинцев на Каннском кинофестивале

Почему и как подбирались фрагменты с участием Дмитрия Киселева и Станислава Кучера?

Андрей Звягинцев: Уже в сценарии в октябре 15-го, еще за год до начала съемок у нас было написано, что это новостийный сюжет, мы не знали пока чей. Новостей – море, но Дебальцевский котел, первое февраля 15 года… Мы точечно смотрели, у нас был на этой работе парень редактор, Миша, вот, он засел и штудировал, штудировал все от Соловьева до Киселева. Всех ваших коллег, что называется, особенно выделившихся, значит, в своем. И просто выбрали. Честно говоря, я увидел сюжет, где женщина кричит «Будьте вы прокляты!», и он попал сразу так в душу, что стало ясно, что именно вокруг этого сюжета, т.е. вокруг передачи Киселева будет строиться этот эпизод. Что касается Кучера, ясно было что нам – это октябрь, 9, 10 октября 12 года, это как раз то время, когда очень много, вы помните, было разговоров относительно конца света и все такое. Календарь майя. И вот, мы тоже в это же время – октябрь 12 года – отправили ловцов, в частности, нашего редактора Мишу, который засел, слушал все радиопередачи и предложил несколько. Мы послушали, я решил, что текст Кучера самый интересный. Там про День Чекистов, там про город Пушкина и Путина. В общем, там много прекрасных деталей. Кучер умел тогда заводить, значит, коммерсантов.

Можно ли интерпретировать работу спасательного отряда в фильме как свет в конце туннеля?

Андрей Звягинцев: Без сомнения это так, это такое, знаете, пробуждение гражданского самосознания. Почти республиканизм. Люди, которые понимают, что помочь можно только самим себе, сами могут помочь себе. Эти люди пришли к этим идеям, я так полагаю, ровно тогда, когда родилось это движение «Лиза Алерт». Это Гриша Сергеев, который был участником стихийных, спонтанных поисков девочки Лизы с ее теткой, которые потерялись в лесу. Они, в общем, очень поздно включились в эти поиски, поскольку не знали об этом, занималась этим полиция, которая одновременно с этим занималась, значит, празднеством дня города. Где-то в Орехово-Зуево история случилась. И, в общем, все были на усилении, помочь было некому. И где-то на шестой или седьмой день они нашли тела. И как судмедэксперт заключил, он сказал, что ровно дня вам не хватило, чтобы найти их живыми. И, вот, этот парень, Гриша, который спонтанно и стихийно включился в эти поиски, настолько был потрясен тем, что он просто немного не успел, что он создал это движение, которое уже сейчас в Москве насчитывает более тысячи адептов или сторонников, в общем, волонтеров. И по всей стране филиалы этого движения есть. Они никак не связаны с государством, намеренно, подчеркнуто никак. Они абсолютно вольные такие, вот, вольные люди. Они не получают никаких денег, никаких. Это их принципиальная позиция, чтобы не превратиться в коммерческое предприятие. Это настоящие герои – герои нашего дня, можно так сказать, без сомнений, когда государство в апатии и не знает, нужно ли помогать своим согражданам в каких-то вопросах, люди сами помогают себе. Это выход из положения.

Александр Роднянский: Эти разговоры преследуют нас, – как минимум, у меня уже опыт трех картин – уже очень давно. Диагноз, отсутствие хэппи-энда, пессимистический взгляд на мир, ну я не говорю о других совершенно как бы не обсуждаемых эпитетах. Мы просто очень верим в то, что у кинематографа есть совершенно магическая функция – он дает возможность людям, пришедшим в кинозал, прожить жизнь других в течение двух часов, обрести совершенно иной опыт и, обретя этот опыт, изменить собственную жизнь. Поэтому мы верим в то, что хэппи-энд не обязательно должен быть на экране, он как бы может быть вынесен в жизнь. Если человек, вот, как Андрей сказал, пришел домой и задумался об отношениях с близкими и обнял их, – это хэппи-энд, а не то, что, извините, создано руками кинематографистов на экране. Вот, собственно, так мы к этому относимся.

Марьяна, способна ли ваша героиня любить, что для нее любовь?

Марьяна Спивак: Я не знаю вообще можно понять любовь, человек может понять, что такое любовь или нет? И мы все ее ищем, мы все хотим быть любимыми, любить и, наверно, моя героиня была недолюблена в детстве, и может быть, ей хотелось этого очень.

Она (любовь – прим. ред.) есть везде, она в воздухе. Название фильма «Нелюбовь» означает только то, что любовь есть. Это как атеисты, которые отрицают Бога, в своем отрицании только подтверждают его наличие. Точно также и «нелюбовь» означает, что любовь есть.

Кадр из фильма «Нелюбовь»
Кадр из фильма «Нелюбовь»

Как вы нашли актрису, которая играла роль мамы героини Марьяны Спивак?

Андрей Звягинцев: Это Наталья Потапова – актриса театра Ермоловой. Наш кастинг директор Эля Терняева привела однажды так же, как и Марьяну, о которой я тоже ничего не знал, привела ее в первый же день наших поисков актеров, она была самой первой – не она, а Марьяна. Марьяна пришла самой первой. Я, помню, даже волновался, не знал вообще, что ей сказать, с чего начать репетицию. Я сказал, что я ничего про пьеску эту не знаю, давайте мы просто поболтаем, познакомимся. Потому что это всегда такое ощущение входа в процесс, тебе кажется, что ты ничего не знаешь, ничего не умеешь и даже не можешь найти слов, как подступиться к разговору с артистом. И вот, в очередной раз также она привела, Эля Терняева, кастинг директор наш, привела Наталью.

Кто, как вы считаете, является целевой аудиторией фильма?

Александр Роднянский: Я вообще убежден в том, что точно также как мы под настроение, в разные минуты собственной жизни читаем разные книжки, когда детские, когда Гарри Поттера, когда серьезную литературу, что современную, что классическую, – точно так же в каждом человеке живут разные зрители, и меньше всего хотелось бы зачислять навсегда людей либо в разряд любителей большого зрелищного аттракционного жанрового кино, либо в потребителей высокого искусства, независимой драмы. Я убежден в том, что фильмы Звягинцева не герметичны, их может смотреть любой человек. Там нечего толковать, там не надо разбираться в прихотях киноязыка, извилистых решениях драматургических. Это просто нужно включиться и проделать внутреннюю работу.

Елена Громова

(по материалам пресс-конференции)

11 исторических сериалов про любовь, которые ничуть не хуже Бриджертонов 11 исторических сериалов про любовь, которые ничуть не хуже Бриджертонов Читать дальше 24 апреля 2024
12 лучших фантастических сериалов за последние 5 лет с рейтингом 92% и выше 12 лучших фантастических сериалов за последние 5 лет с рейтингом 92% и выше Читать дальше 24 апреля 2024
Дженнифер Лопес вынуждена довериться компьютеру в трейлере фантастического боевика «Атлас» Дженнифер Лопес вынуждена довериться компьютеру в трейлере фантастического боевика «Атлас» Читать дальше 24 апреля 2024
Гоша Куценко бежит вместе с проблемными детьми в трейлере «Непослушников» Гоша Куценко бежит вместе с проблемными детьми в трейлере «Непослушников» Читать дальше 23 апреля 2024
10 лучших русских фильмов ужасов, снятых за последние 10 лет 10 лучших русских фильмов ужасов, снятых за последние 10 лет Читать дальше 24 апреля 2024
Магнат Ченнинг Татум устраивает зловещую вечеринку в трейлере триллера «Моргни дважды» Магнат Ченнинг Татум устраивает зловещую вечеринку в трейлере триллера «Моргни дважды» Читать дальше 24 апреля 2024
Семейная криминальная сага: вышел трейлер сериала «Французская рулетка» Семейная криминальная сага: вышел трейлер сериала «Французская рулетка» Читать дальше 24 апреля 2024
На PREMIER стартует сериал «Ректор» о создании лекарства от страха На PREMIER стартует сериал «Ректор» о создании лекарства от страха Читать дальше 24 апреля 2024
10 лучших русских семейных фильмов 2023 года, о которых вы вряд ли слышали 10 лучших русских семейных фильмов 2023 года, о которых вы вряд ли слышали Читать дальше 24 апреля 2024
Эти 15 дорам на Netflix мало кто смотрел – но от них невозможно оторваться Эти 15 дорам на Netflix мало кто смотрел – но от них невозможно оторваться Читать дальше 24 апреля 2024
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше