Меню
Ваши билеты в личном кабинете

В декабре 2016 года в Санкт-Петербурге прошел 13-й Фестиваль немецкого кино

В декабре 2016 года в Санкт-Петербурге прошел 13-й Фестиваль немецкого кино
Фестиваль, по традиции проводимый Гёте-институтом в кинотеатре «Аврора», представил широкую палитру германского некоммерческого (или, по меньшей мере, не вполне коммерческого)

Фестиваль, по традиции проводимый Гёте-институтом в кинотеатре «Аврора», представил широкую палитру германского некоммерческого (или, по меньшей мере, не вполне коммерческого) кинематографа, затрагивающего наиболее чувствительные болевые точки современного немецкого, да и не только немецкого, общества.

К числу несомненных фестивальных удач следует отнести «Поступок» дебютанта Герда Шнайдера – мощную, пронзительную драму о католическом священнике-педофиле, увиденном «изнутри системы», глазами лучшего друга, тоже священника, вдруг узнающего неприглядную правду об одном из самых дорогих ему братьев во Христе. Шнайдер изучал католическую теологию в Вене и Бонне, работал религиозным консультантом в тюрьме и готовился принять сан (правда, в итоге передумал и пошел учиться в Баден-Вюртембергскую киноакадемию), так что материал был знаком ему не понаслышке. И, собственно, сняв дебютную полнометражную картину, Герд Шнайдер своей вере не изменил: истинно христианская этика не имеет ничего общего с корпоративной «честью мундира», так же как Церковь (Тело Христово) не имеет ничего общего с корпорацией, – эта мысль была ключевой и в самом фильме, и в тех словах, которые режиссер произнес перед петербургскими зрителями в «Авроре».

В декабре 2016 года в Санкт-Петербурге прошел 13-й Фестиваль немецкого кино

Не менее мощной фестивальной находкой, исполненной саспенса и сумрачного реализма, стал фильм «На ровном месте» – первая немецкоязычная картина уроженки Стамбула Аслы Озге, до этого снимавшей в Германии, однако на турецком. Тема «инородчества» не исчезла из творчества Озге, а получила неожиданное продолжение: главный герой – успешный банковский клерк, сын главного городского магната, – оказывается косвенно (косвенно ли?) виновен в смерти своей случайной гостьи, мигрантки Анны родом из России. Но очень быстро фильм-расследование становится фильмом-превращением, в почти кафкианском смысле слова «превращение»: сцена морального поворота, отречения от всего, что обозначается понятием «совесть», снятая на вершине горы, между крестом и немецким флагом, – один из самых чеканных и символически-экспрессивных кадров за всю историю новейшего немецкого кинематографа.

В этом смысле интересно сравнить фильм Аслы Озге с работой гораздо более именитого представителя турецкой диаспоры, Фатиха Акина, – «Гуд бай, Берлин!» (в оригинале – «Чик»), также представленной на фестивале. Эксцентрическая экранизация романа Вольфганга Херрндорфа, где 14-летний немецкий школьник, сын мамы-алкоголички и папы-вертихвоста, обретает лучшего друга в лице скрыто-гомосексуального русско-казахского одноклассника с невозможным именем «Андрей Чичачов» (в исполнении юного монгольского актера-дебютанта из Мюнхена), – полна драйва, но сделана откровенно безалаберно и представляет собой микс жесткой подростковой феерии и зубодробительного этнического фэнтези. Коротко говоря, совершеннейшая противоположность фильму Аслы Озге, где филигранно отшлифована каждая деталь, будь то национальный, социальный или идеологический слой повествования.

В декабре 2016 года в Санкт-Петербурге прошел 13-й Фестиваль немецкого кино

Столь же филигранно точной оказалась «Погода в закрытых пространствах» Изабелле Штевер – сатирическая трагедия о гуманитарной помощи «золотого миллиарда» «третьему миру», бесповоротно развращающей всех, кто к ней оказывается причастен. Несколько лет назад Штевер познакомилась с сотрудницей одной международной гуманитарной организации; режиссера больше всего поразило то, что означенная сотрудница одевается исключительно у Gucci. Так возникла идея, легшая в основу «Погоды в закрытых пространствах», где благодетели и благодетельствуемые совместно предаются гедонизму на фоне войны, канонада которой непрестанно звучит в кадре, давая необходимый смертоносный фон для тотальных гуманитарных наслаждений.

Наконец, еще одной важной фестивальной вехой стало возвращение Вольфганга Беккера, автора картины «Гуд бай, Ленин!» (в честь которой и был переименован в России херрндорфовский, а затем и акиновский «Чик»), – энергичный, остроумный, хлесткий, визуально раскованный фильм «Я и Камински», по роману Даниэля Кельманна, о молодом журналисте-цинике, заслуженном художнике-модернисте (блестящий дуэт Даниэля Брюля и Йеспера Кристенсена) и лукавом арт-мире, неуклонно размывающем и переопределяющем собственные эстетические критерии.

В декабре 2016 года в Санкт-Петербурге прошел 13-й Фестиваль немецкого кино

Также зрители увидели картину Марии Шрадер «Стефан Цвейг: Прощание с Европой», подробную, но состоящую в основном из долгих благонамеренных разговоров с самоочевидным смыслом; фильм Анны Зохры Беррашед «24 недели» о беременной стендап-комедиантке, чье дитя неизлечимо больно уже в утробе; «Тони Эрдманна» Марен Аде – фаворита фестивалей и публики, почти трехчасовую ироническую драму про то, как отец-шутник налаживает отношения с измученной румынским бизнесом дочерью (наглядный образец берлинской школы, которая почти в полном составе, за вычетом выдающегося Кристиана Петцольда, производит сухое, дотошно-обезжиренное кино, способное вогнать в сон даже между удачными шутками); и картину «Привет из Фукусимы» Дорис Дёрри (о депрессивной немецкой клоунессе, приехавшей развлекать фукусимских пенсионеров), составляющую диптих с ее гораздо более убедительным и проникновенным «Цветом сакуры» 2008 года.

Детская аудитория насладилась картиной Алена Гшпонера «Хайди» с участием Бруно Ганца, очередной экранизацией знаменитой повести Иоханны Спири – экранизацией, которую в Германии признали лучшим детским фильмом года; а любители короткометражек увидели программу Next Generation Short Tiger 2016 – подборку игровых, анимационных и документальных работ.

Антон Лапенко и Аглая Тарасова спасаются от киллера в трейлере комедии «Тополиный пух» Антон Лапенко и Аглая Тарасова спасаются от киллера в трейлере комедии «Тополиный пух» Читать дальше 25 апреля 2024
11 забытых фантастических фильмов 70х, которые вполне могут стать реальностью 11 забытых фантастических фильмов 70х, которые вполне могут стать реальностью Читать дальше 25 апреля 2024
Джоди Комер, Аарон Тейлор-Джонсон и Рэйф Файнс сыграют в сиквеле «28 дней спустя» Джоди Комер, Аарон Тейлор-Джонсон и Рэйф Файнс сыграют в сиквеле «28 дней спустя» Читать дальше 25 апреля 2024
15 лучших русских мультфильмов, снятых за последние 10 лет 15 лучших русских мультфильмов, снятых за последние 10 лет Читать дальше 25 апреля 2024
Даниэль Брюль движется к вершине мира высокой моды в трейлере сериала «Стать Карлом Лагерфельдом» Даниэль Брюль движется к вершине мира высокой моды в трейлере сериала «Стать Карлом Лагерфельдом» Читать дальше 25 апреля 2024
Семейная криминальная сага: вышел трейлер сериала «Французская рулетка» Семейная криминальная сага: вышел трейлер сериала «Французская рулетка» Читать дальше 24 апреля 2024
10 лучших фильмов ужасов 2023 года, о которых вы даже не слышали 10 лучших фильмов ужасов 2023 года, о которых вы даже не слышали Читать дальше 25 апреля 2024
12 лучших фэнтези фильмов за последние 5 лет с рейтингом 90% и выше 12 лучших фэнтези фильмов за последние 5 лет с рейтингом 90% и выше Читать дальше 25 апреля 2024
Топ 15 триллеров по Стивену Кингу: они получили наивысшую оценку зрителей Топ 15 триллеров по Стивену Кингу: они получили наивысшую оценку зрителей Читать дальше 25 апреля 2024
Дженнифер Лопес вынуждена довериться компьютеру в трейлере фантастического боевика «Атлас» Дженнифер Лопес вынуждена довериться компьютеру в трейлере фантастического боевика «Атлас» Читать дальше 24 апреля 2024
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше